Формула-1

Собирал себе карты на свалке, выучился на автомеханика. Чем занимался Шумахер до легендарного дебюта в «Формуле-1»

Сегодня 30-летний юбилей той самой гонки.

Ровно 30 лет назад на трассе Спа-Франкоршам прошло памятное Гран-при Бельгии. Одиннадцатый этап чемпионата «Формулы-1» 1991 года выиграл Айртон Сенна, которому не помешала даже серьезно забарахлившая коробка передач на его «Макларене». Тем не менее уик-энд вошел в историю не благодаря победе великого бразильца, а из-за дебюта одного молодого и предельно самоуверенного немца по фамилии Шумахер. Будущий семикратный чемпион мира, несмотря на молодость и скромный опыт, оправдал все авансы еще до гонки, затащив добротный, но все же не самый быстрый «Джордан» на седьмое место в квалификации сразу за машинами лидеров. Среди тех, кого впечатлил новичок, оказался босс топ-конюшни Флавио Бриаторе, поэтому уже на следующем Гран-при Шумахер осваивался в одном из лучших болидов. Команда Бриаторе называлась «Бенеттон», и здесь начался невероятный путь мальчика с окраины Кельна к оглушительному триумфу.

Успех Михаэля Шумахера, достигнутый с первой же попытки, безусловно, стал возможен благодаря счастливому стечению многих обстоятельств, подробности которых мир продолжает узнавать до сих пор. Однако история Шуми перед приходом в «Формулу-1» доказывает, что в настоящего профессионала он вырос задолго до поездки в Бельгию.

Первый карт пришлось собирать из мусора, хотя папа Шумахера владел целым картодромом

Родина Михаэля Шумахера расположена в шахтерском городке Хюрт на западе Германии, по сути, являющимся пригородом Кельна. После рождения первенца папа будущего чемпиона, Рольф Шумахер, решил сменить профессию каменщика и заняться бизнесом, для чего арендовал картодром в соседнем Керпене. Доход от трассы был сезонным, потому что зимой полотно заметало снегом и до весны семейство Шумахеров жило на зарплату матери, управлявшей небольшой закусочной. Из-за скромных возможностей родителей мальчик попал в абсурдную ситуацию, где, с одной стороны, в его распоряжении был целый картодром, но ездить по нему было не на чем. Тогда отец сам собрал для него карт, предварительно набрав запчасти на ближайшей автосвалке.

«Когда кто-то выбрасывал старые покрышки, я нес их домой и ставил на карт, а потом выигрывал на нем гонки», — вспоминал сам Шуми в интервью немецким телевизионщикам в 1991-м.

Впервые сев за руль самодельного го-карта в 4 года, Михаэль выступал на «адской машинке» с мотором от мопеда до десяти лет, пока у отца не закончились деньги. К счастью, талант Шумахера заметили в очень раннем возрасте и спонсоры пришли как раз в момент, когда для выступлений на серьезном уровне понадобилось соответствующее финансирование. После этого карьера гонщика быстро пошла в гору и вслед за титулом в юниорском чемпионате Германии по картингу последовали победы на мировом и европейском уровне, а затем успехи в младших «формулах».

Шумахер с родителями и братом Ральфом перед закусочной матери / Фото: © ullstein bild / Contributor / ullstein bild / Gettyimages.ru

Параллельно Михаэль выучился на автомеханика, потратив на занятия в училище почти три года. Правда, работать по специальности ему так и не пришлось, ведь сразу после выпуска перспективного парня нашел Вилли Вебер — человек, сыгравший одну из ключевых ролей в его жизни.

Очередной прорыв после спорной победы над будущим главным соперником

Заработав первое состояние на продаже коллекционной военной формы, Вилли Вебер также успел засветиться в торговле подержанными автомобилями, а затем в гостиничном и ресторанном бизнесе, пока в начале 80-х не основал с компаньоном Клаусом Треллой гоночную команду имени себя — Weber Trella Stuttgart. Конюшня выступала в «Формуле-3», взяв усилиями Йоахима Винкельхока титул немецкого чемпионата, после чего главная звезда покинул коллектив. На замену ему Вебер и позвал Шумахера, замеченного им во время тестов молодых пилотов в Австрии. В первом сезоне Михаэль одержал две победы и стал третьим в Германии, но главное достижение ждало его в следующем, 1990 году. К титулу немецкого чемпиона ему удалось добавить победу на главном смотре юных талантов — Гран-при Макао. Но успех в той гонке получился крайне противоречивым, что в принципе было свойственно карьере Шумахера.

Соревнования по улицам тогда еще португальской колонии проходили в два раунда, и после победы в первом заезде Мике Хаккинену было достаточно приехать вторым с отставанием менее трех секунд от лидера. Лидером в следующем раунде оказался Михаэль Шумахер, который с трудом сдерживал атаки своего финского визави.

Смотреть на YouTube

На прямой перед последней связкой поворотов Хаккинен пошел в атаку, но Шумахер резко перекрыл ему траекторию, и обе машины столкнулись. Болид финна не смог продолжать гонку, в то время как Шумахер пошел до конца и доехал до финиша без заднего крыла, выиграв Гран-при.

Споры о том, подставился ли Шумахер нарочно, не утихали еще долго, но все это уже мало волновало надежду немецкого автоспорта. После победы в Макао Шуми взял в свою молодежную программу «Мерседес», возобновивший выступления в кольцевых гонках. В перспективе боссы из Штутгарта готовились к приходу в «Формулу-1», и перед Михаэлем замаячила вполне реальная перспектива оказаться в гоночной элите.

https://twitter.com/schumacher/status/934390461288022021

Впоследствии все сложится совсем по-другому, и звездой «Мерседеса» в годы его сотрудничества с «Маклареном» стал тот самый Мика Хаккинен, в конце 90-х годов превратившийся в главного антагониста Шумахера. При этом Эдди Ирвайн и Мика Сало, с которыми немец стоял на подиуме победного Гран-при Макао, позднее вместе окажутся в «Феррари» — Ирвайн проведет четыре года напарником Михаэля, а Мика заменит «красного барона», когда тот попадет в тяжелую аварию по ходу сезона-1999.

В первой гонке за «Мерседес» влетел в лидера чемпионата

Попав под крыло «Мерседеса», молодой Шумахер выбрал не совсем привычное развитие карьеры и вместо «Формулы-3000», которую традиционно проходили перед повышением в «Ф-1», отправился ездить в кузовные серии. На остаток сезона- 1990 «трехлучевые» заявили его в мировой чемпионат спортпрототипов и немецкое туринговое первенство ДТМ. Михаэлю удалось отметиться в обоих случаях: в гонках на выносливость он, пропустив больше половины этапов, занял по итогам высокое пятое место, а в ДТМ успел только на один заезд, зато поднял там гораздо больше шума.

Шумахер за рулем прототипа «Заубер Мерседес» / Фото: © Hoch Zwei / Contributor / Corbis Sport / Gettyimages.ru

Перед решающей гонкой в Хоккенхайме зачет возглавлял пилот «БМВ» Джонни Чекотто, опережая преследователей из «Мерседеса» и «Ауди» на солидные 18 очков. Атмосфера перед стартом была напряженной, хотя конкуренты и пытались перевести все в шутку.

Доминго Спиедадо, который был руководителем команды «АМГ» (подчинялась «Мерседесу». — «Матч ТВ»), в пятницу подошел к Джонни (Чекотто). И говорит ему: «Прости, Джонни, но расклад явно не в твою пользу. Мы привезли сюда Шумахера, и он тебя вынесет». Он так пошутил, и Джонни над этим лишь посмеялся, — рассказывал потом комментатор Райнер Браун в документальном фильме «Адреналин».

Гонки ДТМ всегда славились плотной борьбой и минимальными штрафами за столкновения с соперниками. И все же маневр Шумахера на старте оказался чересчур резким даже по тем меркам. Уйдя с пятнадцатого места, Михаэль въехал в первый поворот прямо по траве и из всех машин выбил Чекотто, который шел в группе лидеров.

Официальное видео аварии:

Смотреть на YouTube

Вряд ли кто-то отваживался на подобный трюк до или после, поэтому оценить, насколько умышленной получилась авария, не представлялось возможным. Чекотто не смог продолжить гонку и упустил почти гарантированный титул, который, правда, достался Хансу-Йоахиму Штуку из «Ауди».

Уступил конкуренцию напарнику по команде, но получил неоценимый опыт

При всех достижениях Михаэль Шумахер оставался вторым номером в программе «Мерседеса», в то время как основную ставку спортивное подразделение делало на австрийца Карла Вендлингера. Оба гонщика уже сходились друг против друга в немецкой «Формуле-3», кроме того, в их спор нередко вмешивался не менее котируемый Хайнц-Харальд Френтцен — еще один юниор «трехлучевых». Все вместе они выступали за сотрудничавший с «Мерседесом» коллектив Петера Заубера в гонках спортпрототипов, но когда речь зашла о «Формуле-1», первым ушел на повышение Вендлингер — напарник Шумахера по экипажу.

Карл Вендлингер / Фото: © Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Ранний дебют скорее помешал действительно одаренному гонщику, потому что Карлу пришлось два года выжимать последние соки из болида полуживой конюшни «Марч». Шумахер же, напротив, следуя совету Вилли Вебера, к тому моменту ставшего его личным менеджером, воспользовался опытом работы в профессиональной команде и заложил основу для будущих успехов.

Именно в гонках на выносливость Шуми научился работать с настройками машины, что впоследствии стало его фирменным стилем, а опытнейшие коллеги, такие как экс-пилот «Ф-1» Йохен Масс, делились с юным дарованием секретами мастерства и в целом помогали адаптироваться к серьезным соревнованиям. Таким образом, к своему дебюту немец подошел в оптимальной форме и в Спа вместо нервов боролся непосредственно с соперниками.

Что же касается Карла Вендлингера, то после двух лет мучений в аутсайдерах он получил шанс в «Заубере», который при поддержке «Мерседеса» пришел в «Формулу-1». Новая машина была несравненно лучше, но все равно не поднималась выше четвертого места на финише, когда Шумахер уже вовсю одерживал победы. Вендлингер с «Заубером» не сдавались и возлагали большие надежды на сезон-1994. Тот год запомнился трагической гибелью Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны, а потом едва не забрал Карла, попавшего в страшную аварию на гонке в Монако. Пережив кому и с трудом восстановившись от травм, он все-таки вернулся в «Заубер», где закончил карьеру в конце 95-го. К тому моменту его младший напарник оформил второй титул чемпиона мира и творил историю совсем другой «Формулы-1».

Читайте также: