Формула-1

Королевы автоспорта. Их снимали со старта и высмеивали соперники, а чемпионы поддерживали

Королевы автоспорта. Их снимали со старта и высмеивали соперники, а чемпионы поддерживали
Джованна Амати / Фото: © Paul-Henri Cahier / Contributor / Hulton Archive / Gettyimages.ru
Истории главных гонщиц «Формулы-1» и не только.

Путь женщин в автоспорте начался довольно резво. Уже на заре прошлого века бесстрашные гонщицы участвовали в соревнованиях по овальному треку Бруклендс — первому специально построенному автодрому в мире. Кроме того, соосновательницей британской трассы стала Этель Локк-Кинг, жена и компаньон гоночного энтузиаста Хью Локка-Кинга. Именно Этель первой проехалась по Бруклендсу в день его открытия 17 июня 1907 года, заодно прокатив на месте механика супруга. Но почти сразу местный автоклуб запретил участие женщин в соревнованиях, несмотря на протесты в обществе и прессе. Бан продлился до конца 1920-х, когда все та же Этель Локк-Кинг сама начала рулить автоспортивным клубом Бруклендса (BARC). Задолго до появления W Series ей удалось создать отдельный женский чемпионат, а в 1933-м вернуть девушек в одни гонки с мужчинами.

Девушки на гонках в Бруклендсе / Фото: © PA Images Archive / Contributor / PA Images / Gettyimages.ru

Примерно в это же время в континентальной Европе добились первых успехов Элишка Юнкова и Хелле Нис. Юнкова была бывшей банковской служащей из Чехословакии, которая пришла в гонки вслед за мужем, а француженка Нис до того как сесть за руль, выступала танцовщицей. В 1927-м на Нюрбургринге Юнкова, чья девичья фамилия Поспешилова, первой среди женщин выиграла гонку Гран-при. Шестью годами позже Хелле Нис оказалась на подиуме Гран-при Италии, приехав третьей и последней из всех, кто добрался до финиша.

Хелле Нис / Фото: © wikipedia.org

Карьеру Юнковой, как и в случае Нис, оборвала трагедия. Чешская спортсменка ушла из спорта после гибели мужа, а Нис попала в тяжелую аварию на гонке в Бразилии, которая поставила крест на дальнейших выступлениях. Но на этом история женщин в автоспорте совсем не закончилась.

Первая девушка в «Формуле-1», победившая Берни Экклстоуна

Образованный после Второй мировой войны чемпионат «Формулы-1» недолго обходился без женского участия. В 1958-м на гонку в Монако заявилась итальянская аристократка Мария-Тереза Де Филиппис. В автоспорте она оказалась после спора с братьями. Желая доказать, что женщины за рулем ничуть не хуже мужчин, Мария-Тереза купила себе автомобиль и выиграла на нем первое в своей жизни ралли. Затем вплоть до дебюта в «формуле» Де Филиппис регулярно участвовала в гонках по пересеченной местности и соревнованиях спорткаров, занимая места в районе первой десятки.

https://twitter.com/Motor_Sport/status/686551927467855872

Выступления в «больших призах» сложились менее успешно. Миниатюрной девушке просто не хватало физической силы, чтобы управлять тяжелым и мощным болидом «Мазерати». К тому же прошлогодняя чемпионская машина, купленная у великого Фанхио, заметно уступала новым фаворитам — «Феррари» и «Вануоллу». В Монако Де Филиппис не прошла квалификацию, проиграв первому месту 11 секунд. При этом позади нее все равно оказалось восемь гонщиков-мужчин, включая довоенную легенду Луи Широна и будущего босса «Формулы-1» Берни Экклстоуна. Следующую гонку во Франции Де Филиппис даже не смогла начать. Организатор Гран-при, со слов самой Марии-Терезы, вычеркнул ее из протокола и посоветовал сменить гоночный шлем на колпак для сушки волос. В сезоне-1958 она смогла попасть на старт только в трех гонках и финишировать в одной. После гибели нескольких друзей-пилотов итальянка решила закончить с автоспортом и сосредоточилась на работе в обществе поддержки бывших гонщиков.

Пик популярности в 70-х

После долгой паузы «Формула-1» пережила настоящий бум участниц, когда в период с 1974-го по 1980 год в серии успели выступить сразу три пилотессы. Самой успешной из них оказалась итальянка Мария Грация Ломбарди, более известная как Лелла Ломбарди. Именно Ломбарди принадлежат единственные зачетные баллы, набранные девушкой в официальной гонке «Ф-1». На Гран-при Испании 1975-го Лелла шла шестой, когда заезд остановили после серьезной аварии. В те годы очки присуждали лишь первой шестерке, а из-за того что пилоты не преодолели всю дистанцию, баллы и вовсе поделили пополам. Ломбарди получила в актив лишь полбалла, но уже два этапа спустя совсем немного недотянула до полноценных очков, заняв седьмое место на Гран-при Германии.

Лелла Ломбарди / Фото: © Keystone / Stringer / Hulton Archive / Gettyimages.ru

После увольнения из «Марча» Ломбарди отправилась покорять Наскар и другие кузовные чемпионаты, а эстафету в «королевских гонках» переняла бывшая горнолыжница Дивина Галиса. Британка выступала под непопулярным среди гонщиков 13-м номером и ни в одной их трех попыток не прошла квалификацию. Во многом из-за слабой техники.

Следующей свои силы попробовала Дезире Уилсон — вероятно, самая сильная из всех гонщиц «Формулы-1». Перед своим первым Гран-при Уилсон неплохо проявила себя в показательных заездах, а в британском чемпионате «Формулы-1 Аврора» (национальное первенство на подержанных болидах «Ф-1») смогла выиграть этап в Брэндс-Хэтче. Тренировки с основной серией она проехала 12-й, но перед квалификацией команда пересадила ее в неподготовленную машину, на которой Дезире заняла последнее место. Дальнейшие попытки вернуться в элиту ни к чему не привели, зато Уилсон нашла себя за океаном в чемпионатах «Индикар» и гонках спортпрототипов.

https://twitter.com/Jalopnik/status/1040993921382404096

Последняя попытка

В 1992-м Джованна Амати «закольцевала» выступления женщин в «Формуле-1», начавшиеся с ее соотечественницы Марии-Терезы Де Филиппис. Судьба девушки, родившейся в семье актрисы и владельца сети кинотеатров, вполне могла претендовать и на собственный фильм. Пережив похищение в подростковом возрасте, Амати позднее подружилась с талантливым гонщиком Элио Де Анджелисом, который привел ее в автоспорт. Через шесть лет после гибели Элио на тестах за «Брэбэм» нехватавшая звезд с небес пилотесса получила приглашение в ту же команду. Некогда грозная конюшня доживала последние дни и остро нуждалась в деньгах, которые могли предоставить спонсоры Джованны. Поэтому в «Ф-1» ее взяли, несмотря на опыт в каких-то 30 кругов.

Джованна Амати / Фото: © Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

На первом уик-энде подавляющее большинство гонщиков отказывалось в принципе воспринимать Амати, но один сделал исключение. Им оказался трехкратный чемпион мира Айртон Сенна, который тепло поприветствовал новичка: «Добро пожаловать, Джованна! Я рад, что ты здесь. Мои поздравления!» Но слова «волшебника» помогли мало. В трех первых Гран-при итальянка ни разу не попала на старт, постоянно разворачивалась и проигрывала первому место по 9-10 секунд. Когда же вливания со стороны спонсоров прекратились, Амати немедленно попросили на выход. Дальше были уже привычные для отставников «Формулы-1» гонки на выносливость и работа в спортивной журналистике.

А что кроме «Формулы-1»?

На самом деле выступления женщин в «королевских гонках» не передают всей полноты картины. Суровый чемпионат «Ф-1» редко принимал в свои ряды гонщиц и никогда не давал им второй попытки. Тем же, кому удавалось пробиться, приходилось ехать на слабейших машинах без особых шансов хотя бы на очки.

Совсем по-другому выглядят успехи спортсменок, выступавших на конкурентной или равной технике. Так, в 1982-м заводской пилот «Ауди» Мишель Мутон стала вице-чемпионкой мира по ралли, до последнего боровшись за победу. Еще большего добилась Юта Кляйншмидт, выиграв в 2001-м ралли-рейд «Дакар». Звезда «Индикара» Даника Патрик едва не выиграла свой первый же «Инди-500» и регулярно приезжала в призах по ходу карьеры в американской альтернативе «Формулы-1». Наконец, нельзя не упомянуть про Сабину Шмиц, недавно трагически проигравшую борьбу раку. В бытность гонщицей немка считалась настоящим спецом по кузовным гонкам на сложнейшем Нюрбургринге, а повторами ее невероятных прорывов через весь пелотон, как на марафоне в 2014-м, продолжают наслаждаться миллионы:

Смотреть на YouTube

Читайте также: