Формула-1

Хэмилтон проиграл Мазепину, Феттель в лидерах, прокол едва не убил чемпионскую интригу. Чем запомнится Гран-при Азербайджана

Хэмилтон проиграл Мазепину, Феттель в лидерах, прокол едва не убил чемпионскую интригу. Чем запомнится Гран-при Азербайджана
Себастьян Феттель / Фото: © Dan Istitene - Formula 1 / Contributor / Formula 1 / Gettyimages.ru
Обзор лучшей гонки сезона прямо сейчас.

После напряженного, но не особенно зрелищного Гран-при Монако «Формула-1» провела еще один городской этап, который, наоборот, с лихвой окупил ожидания фанатов автоспорта. Проложенная по широким улицам Баку трасса не подвела и, как в предыдущие сезоны, подарила настоящий триллер с внезапным вылетом обоих фаворитов на последних кругах. Лидер чемпионата Макс Ферстаппен и его главный конкурент Льюис Хэмилтон выбыли из борьбы в разных концах «бесконечного» проспекта Нефтяников с разницей всего лишь в три круга, сохранив таким образом статус-кво в непривычно упорном сражении за титул.

Первые ряды: Ферстаппен вылетает из-за прокола, Хэмилтон вылетает на ровном месте

Уик-энд в Азербайджане поначалу складывался как некое дежавю предыдущего этапа в Монако. Звезда «Феррари» Шарль Леклер снова выиграл квалификацию под красными флагами, но теперь из-за аварии своего напарника Карлоса Сайнса, который вместе с Юки Цунодой из «Альфа Таури» зацепил барьеры на последних минутах третьего сегмента. Разбитые машины испанца и японца стали финальным аккордом невероятно аварийной сессии, стоившей пелотону целых пяти болидов, а 15-й поворот бакинского трека превратился в самое опасное место календаря «Формулы-1». Узкий девяностоградусный изгиб, по утверждению пилотов, был особенно коварен из-за порывов ветра, мешавших на торможении.

Открыть видео

Тем не менее гонка вернула все на свои места и показала истинный темп «Феррари», которого, несмотря на все старания, скудерии явно не хватает, чтобы тягаться с лидерами из «Мерседеса» и «Ред Булла». Льюис Хэмилтон расправился с Леклером уже на втором круге, воспользовавшись подавляющей разницей в скорости. Три круга спустя монегаска прошел и Макс Ферстаппен на не менее шустром моторе «Хонды». Дальнейшая борьба за лидерство продолжилась между двумя «Ред Буллами» и одиноким «Мерседесом». Во время первой волны пит-стопов «трехлучевые» не смогли выиграть за счет андерката, и Хэмилтон спустился на третью строчку, застряв за Чеко Пересом. Вороной болид семикратного чемпиона мира, который все выходные страдал из-за плохого сцепления шин с трассой и, как следствие, малой скорости в поворотах, мог приблизиться к «Ред Буллу» мексиканца лишь на прямых.

С учетом отрывов лидирующая тройка должна была финишировать в таком же порядке: Ферстаппен — Перес — Хэмилтон, но авария Ланса Стролла запустила цепную реакцию, приведшую к хаосу в конце гонки. Вставший аккурат у въезда на пит-лейн «Астон Мартин», заставил гонщиков наматывать круги за сейфти-каром без возможности сменить изношенные шины. «Счастливчиком», чья левая задняя покрышка не дожила до финиша, оказался именно Макс. 

Открыть видео

Взрыв на прямой старт-финиш и жесткое столкновение Ферстаппена со стеной, казалось бы, с отрывом вывели Льюиса Хэмилтона в лидеры чемпионата. Но вместо того чтобы расправиться на рестарте с оставшимся Пересом или хотя бы удержать второе место, Льюис Хэмилтон отправился изучать окрестности первого поворота. Победа ушла Серхио Пересу, чей «Ред Булл» отказал почти сразу после клетчатого флага, а вторые и третьи места забрали блестяще выступившие Себастьян Феттель и Пьер Гасли.

Открыть видео

Успех: Себастьян Феттель, возрождающий знаменитую марку

Второй этап подряд Себастьян Феттель показывает цену комментариям всевозможных экспертов, отправлявших немца в утиль после дебютных неудач за «Астон Мартин». Четырехкратный чемпион в составе «Ред Булла» и несостоявшийся чемпион в составе «Феррари», похоже, наконец приноровился к незнакомой машине, а результаты, достигнутые на сложных городских трассах, доказывают, что мастерство Себа никуда не делось. Второе место на финише после 11-го в квалификации, конечно, было достигнуто не без некоторой доли везения. Причем не меньшую роль, чем самоустранение Ферстаппена и Хэмилтона, здесь сыграл бывший напарник Феттеля Шарль Леклер, в борьбе за позицию успевший вовремя затормозить перед «Астон Мартином», избежав таким образом гарантированного столкновения.

Открыть видео

К слову, внезапно прибавивший «Астон Мартин» так и не раскрыл толком секрет успеха, зато навел на определенные мысли. Глядя на то, как Феттель одержал верх над Пьером Гасли в новой «драгстерной» дуэли уже по проспекту Нефтяников, в серьезное преимущество моторов «Хонды» над установками «Мерседеса» верится все меньше.

Провал: «Мерседес» и Вальттери Боттас, который мог не прилетать на гонку

Накануне гонки в Азербайджане бизнес-джет, который должен был доставить Вальттери Боттаса в Баку, не смог вылететь по расписанию из-за технической неисправности. Оказалась ли здесь снова замешана гайка от колеса, история умалчивает, но, учитывая дальнейшие злоключения финна по ходу Гран-при, он вполне мог остаться у себя дома. За три дня вторая машина «Мерседеса» так и не прибавила в скорости, все время оставаясь где-то на рубеже первой десятки. В итоге этап завершился для Боттаса на провальном 12-м месте, но даже здесь ему не удалось перекрыть «достижение» Льюиса Хэмилтона.

Действующий чемпион после неудачных практик пошел ва-банк, выбрав более облегченный аэрообвес заднего антикрыла, какие обычно используют для скоростных треков. Риск сработал и принес второе место в квалификации, которому Льюис, похоже, радовался искреннее, чем поулу. В гонке британцу также улыбнулась удача, когда главный конкурент в лице Ферстаппена после прокола отправился в отбойник вместо подиума. Однако на рестарте Хэм настолько перегрел тормоза, что не смог вписаться в первый же поворот, пропустив вперед весь пелотон. За оставшиеся два круга самый титулованный гонщик современности так и не сумел отыграть ни одной позиции, уступив в том числе Никите Мазепину и Мику Шумахеру, который провел достойную оборону на многократно уступающем «Хаасе».

Момент: Юки Цунода в роли Остина Пауэрса

Новичок «Альфа Таури» Юки Цунода после нескольких невразумительных гонок продолжил веселить публику. На этот раз Юки не смог найти заднюю передачу, когда во время первой практики понадобилось выехать из зоны безопасности.

Неуклюже сдающий назад гонщик многим напомнил сцену из комедийного фильма об Остине Пауэрсе.

Фейлы продолжились в квалификации, где юное дарование «Ред Булла» не вписалось в поворот и разбило машину, испортив сессию другим пилотам. Немного исправить положение получилось лишь в гонке: Юки уверенно шел в районе шестого места, но все равно запорол рестарт и пропустил вперед Фернандо Алонсо. Седьмое место и шесть очков в придачу можно назвать неплохим результатом, однако смущает подиум напарника, завоеванный на таком же болиде. Похоже, степень таланта Юки Цуноды все еще остается «загадкой международного масштаба».

В центре внимания: «война крыльев»

Минувшее Гран-при Азербайджана может стать последним для так называемых «гибких» крыльев «Ред Булла». Гнущееся заднее антикрыло «быков», на которое одним из первых обратил внимание Льюис Хэмилтон, стало предметом серьезного разбирательства со стороны чиновников ФИА. Конкуренты обвиняют «Ред Булл» в приросте скорости, а федерацию скорее беспокоит безопасность подобной конструкции. Вердикт будет вынесен перед ближайшей гонкой во Франции, но уже сейчас можно сказать, что «Мерседес» решил пойти в борьбе против главного соперника до конца. Хотя возможный запрет ударит сильнее всего не по «Ред Буллу», а по другим командам с более скромными бюджетами. Похожую разработку используют также в «Альфа Ромео», «Феррари», «Альпин» и … самом «Мерседесе».

https://twitter.com/JunaidSamodien_/status/1400754646155681797

При этом гибкая деталь, скорее всего, не дает прибавку в скорости на прямых, как полагают в коллективе Тото Вольффа. В разговоре с изданием Motorsport исполнительный директор «Альпин» Марцин Будковски объяснил, что такое антикрыло имеет большее значение для веса и баланса задней части машины. Также CEO французской команды отметил, что в случае запрета командам предстоят серьезные траты на изменения болида. Поэтому «подножка» со стороны «Мерседеса» рискует аукнуться почти всему пелотону.

Открыть видео

Чемпионат мира. 6-й этап. Гран-при Азербайджана

Гонка

1. Серхио Перес (Мексика, «Ред Булл»)

2. Себастьян Феттель (Германия, «Астон Мартин»)

3. Пьер Гасли (Франция, «Альфа Таури»)

4. Шарль Леклер (Монако, «Феррари»)

5. Ландо Норрис (Великобритания, «Макларен»)

6. Фернандо Алонсо (Испания, «Альпин»)

7. Юки Цунода (Япония, «Альфа Таури»)

8. Карлос Сайнс (Испания, «Феррари»)

9. Даниэль Риккьярдо (Австралия, «Макларен»)

10. Кими Райкконен (Финляндия, «Альфа Ромео»)

11. Антонио Джовинацци (Италия, «Альфа Ромео»)

12. Вальттери Боттас (Финляндия, «Мерседес»)

13. Николя Латифи (Канада, «Уильямс»)

14. Мик Шумахер (Германия, «Хаас»)

15. Никита Мазепин (Россия, «Хаас»)

16. Льюис Хэмилтон (Великобритания, «Мерседес»)

17. Джордж Рассел (Великобритания, «Уильямс»)

18. Макс Ферстаппен (Нидерланды, «Ред Булл») — не финишировал

19. Лэнс Стролл (Канада, «Астон Мартин») — не финишировал

20. Эстебан Окон (Франция, «Альпин») — не финишировал

Общий зачет

1. Макс Ферстаппен — 105 очков

2. Льюис Хэмилтон — 101

3. Серхио Перес — 69

Кубок конструкторов

1. «Ред Булл» — 174 очка

2. «Мерседес» — 148

3. «Феррари» — 94

* Соцсеть, признанная в России экстремистской