Формула-1

Мокрый асфальт, вылет Хэмилтона, конфликт Боттаса и Расселла. Чем запомнится Гран-при Эмилии-Романьи

Дождь вернул зрелищность гонкам на итальянской трассе.
  • В воскресенье прошла гонка второго этапа сезона «Формулы-1»
  • С первого места заезд начал Льюис Хэмилтон («Мерседес»), за ним в гонку ушли Серхио Перес и Макс Ферстаппен (оба — «Ред Булл»)
  • Российский пилот «Хааса» Никита Мазепин, не сумевший завершить первую гонку сезона, ушел со старта с 19-й позиции
  • Перед началом гонки руководство «Ф-1» объявило о подписании контракта на проведение этапа Гран-при в Майами. Первая гонка состоится в 2022 году (соглашение рассчитано на десять лет)

Автодром имени Энцо и Дино Феррари, где в эти выходные прошел второй этап сезона «Формулы-1», служит отличным примером так называемого love-hate-relationship (английский термин, применяемый к общению между людьми, которых то и дело бросает в крайности), ведь отношение пилотов и болельщиков к треку в предместьях Имолы как раз находится где-то между трепетной любовью и откровенной неприязнью. Обе стороны признают и ценят богатую историю уникальной трассы, но одновременно не особо жалуют ее строптивый характер. Пускай и каждая по-своему.

Для болельщиков гонки в Имоле, как правило, уже после первого круга превращаются в скучное зрелище с редкими обгонами, где борьба кипит в основном за пределами трассы, в тактическом плане. Виной тому требовательная к пилотажу конфигурация, сравнимая с полосой препятствий, которую приходится преодолевать на средней скорости под 240 километров в час. Для гонщиков эта «пилотажность», коей лишены многие современные треки, наоборот, является одной из любимых черт Имолы, но ровно до тех пор, пока в очередном коварном повороте они не вылетают в гравий или отбойник. Прошлое не раз доказывало: автодром имени Энцо и Дино Феррари не прощает ошибок.

Внести беспорядок и разнообразить гонки в Имоле, где места на финише определяются еще на квалификации в субботу, могут лишь неожиданные обстоятельства, в последний момент смешивающие все карты. На Гран-при этого года таким сюрпризом стал дождь.

Пятница–суббота: стандартное начало

Две пятничных сессии, открывавших Гран-при с громоздким названием «Сделано в Италии и Эмилии-Романьи», навели на не самые веселые мысли в плане чемпионской интриги, настолько уверенно «Мерседесы» Льюиса Хэмилтона и Вальтери Боттаса смотрелись на трассе. После первых мест Боттаса в обеих практиках утверждения о некоем отставании «трехлучевых» и проблемном болиде стали казаться откровенным фарсом. На особенно требовательной к стабильности машины Имоле Хэмилтон и Боттас в случае проблем никак не смогли бы раз за разом показывать лучшие времена на круге.

В остальном тренировки перед квалификацией запомнились разве что инцидентом с потерей радиосвязи между боксами и пилотами (заодно досталось телевизионщикам, которые не смогли показывать в трансляции данные телеметрии) и вызванным этим столкновением Серхио Переса с Эстебаном Оконом. Заклятые еще по выступлениям за «Форс Индию» бывшие напарники врезались друг в друга, потому что команда не смогла вовремя предупредить Окона уйти с траектории Переса, шедшего на быстром круге. Из-за еще одного инцидента, а именно аварии Шарля Леклера в последнем повороте «Ривацца», досрочно остановили вторую сессию.

Дежурная победа Льюиса Хэмилтона в субботней квалификации заставила публику говорить о второстепенных событиях. Так, некоторые СМИ пустились в аналитику касаемо Серхио Переса и его роли в «Ред Булл», после того как мексиканец занял второе место на старте, опередив Макса Ферстаппена. Болельщики же в основном жалели Ландо Норриса — всю субботу он показывал хороший темп, но в квалификации оказался только седьмым. Лучшую попытку пилота «Макларена» в третьем сегменте аннулировали из-за нарушения пределов трека — правила, к которому судьи последнее время относятся особенно ревностно.

Гонка: Хэмилтон и проигранное «бодание»

Открыть видео

Дождь, который стоял в прогнозе, еще за неделю до гонки и постепенно казался все менее вероятным, все же пошел. Природа будто бы пожалела выступавших на разогреве юниоров из европейского чемпионата «Альпин» и приготовила основной удар для «Формулы-1». Стремительно заполнившийся водой трек стал испытанием для пилотов уже на круге выезда из боксов. Хуже других упражнение по аквапланированию сдал Фернандо Алонсо. Несмотря на свой опыт, испанец вылетел с трассы и повредил носовой обтекатель, который пришлось срочно менять на стартовой решетке. Развороты и вылеты продолжились на прогревочном круге — с мокрым асфальтом не справились Латифи и Леклер. Тем не менее старт прошел без происшествий. Еще перед первым поворотом оба «Ред Булла» нагнали Льюиса Хэмилтона и попытались атаковать британца. Успешнее оказался Макс Ферстаппен, который пошел до конца и оттеснил Хэмилтона на поребрик, где тот повредил болид. Тем не менее судьи признали борьбу Макса легальной, и борьба продолжилась.

В конце пелотона первые круги превратились в хаос с участием обоих пилотов команды «Хаас». Сначала Николас Латифи втиснулся на трассу прямо перед Никитой Мазепином и сцепился с ним колесами, из-за чего «Уильямс» канадца отправился в отбойник, а чуть позже Мик Шумахер, прогревая шины за выехавшим пейс-каром, врезался в ограждение. Забавно, что Мику пришлось наматывать круги с разбитой носовой частью по причине закрытого пит-лейна, на выезде из которого маршалы убирали обломки его же болида.

Открыть видео

Немного освоившись на подсыхающем треке, гонщики стали готовиться к ближайшей волне пит-стопов. С «андеркатом» лучше получилось у Макса Ферстаппена, он первым из лидирующей группы перешел на слики. Хэмилтон, оставшийся на трассе, не сумел создать должный задел и после собственного пит-стопа выехал позади голландца. А уже пару кругов спустя на плохо прогретых сликах семикратный чемпион сотворил что-то среднее между памятным вылетом Себастьяна Феттеля на Гран-при Германии 2018-го и собственным конфузом там же, но годом позже. Обгоняя круговых, Льюис не справился с управлением и вылетел с трассы, неуклюже уперевшись в барьер безопасности. После долгих попыток он все же выехал с обочины, при этом выполнив маневр задним ходом, что вполне можно было интерпретировать как нарушение правил.

Гонка казалась проваленной как минимум для одного вороного болида, но мгновения спустя дела «Мерседеса» пошли еще хуже. На подходе к «Тамбурелло» борьба за 9-е место между Вальтери Боттасом и Джорджем Расселлом завершилась серьезной аварией. Оба пилота смогли покинуть болиды, хотя Вальтери сделал это значительно позже и еще долго приходил в себя после столкновения на огромной скорости. Помимо матерных реакций в эфире в трансляцию попал момент, когда Расселл подскочил к еще сидевшему в болиде Боттасу и слегка хлопнул того по шлему в ответ на демонстрацию среднего пальца. После финиша оба гонщика возложили вину за происшествие друг на друга.

Открыть видео

Чтобы убрать многочисленные обломки, дирекция остановила заезд красными флагами. Удивительно, но это сыграло на руку Льюису Хэмилтону, который после рестарта начал отыгрывать одну позицию за другой. К 60-му кругу пилот «Мерседеса» был уже на втором месте, но до Ферстаппена с 20-секундным отрывом дотянуться не успел. Макс наконец-то выиграл гонку, а Ландо Норрис, оказавший самое серьезное сопротивление Хэмилтону, замкнул тройку призеров.

Триумф: Макс Ферстаппен и весь «Ред Булл», кроме Серхио Переса

Разве может пилот, одолевший непобедимый сплав Льюиса Хэмилтона и болида «Мерседес», не быть лучшим? Макс Ферстаппен провел сильную гонку не без некоторой доли везения (особенно когда его машина едва не вылетела с трассы перед рестартом) и помощи отлично сработавшей команды. Серхио Перес, которого после победы над голландцем в квалификации записали чуть ли не в новоявленные лидеры «Ред Булл», смотрелся бледной тенью Макса в гонке. Вылет, штраф, еще один вылет, а затем унылая борьба с Себастьяном Феттелем на терпящем бедствие «Астон-Мартине» и ноль очков в итоге — воскресенье в Имоле у мексиканца не задалось.

Открыть видео

Более скромный, но не менее важный триумф празднует «Феррари», которая усилиями Леклера и Сайнса финишировала на четвертом и пятом местах. Похоже, итальянская команда действительно приходит в себя после кошмарного сезона-2020.

Провал: «Уильямс» и Юки Цунода

Прошедшая гонка могла закончиться для «Уильямса» долгожданным попаданием в очки, но вместо этого коллектив Йоста Капито получил два разбитых болида. Другим неудачником уик-энда стал дебютант серии Юки Цунода, получивший отличные отзывы после гонки в Бахрейне, но в Имоле нивелировавший все выданные ему авансы. Ошибки для молодого гонщика — вещь частая, но если вместо их исправления он лишь огрызается команде по радио, то это явно не делает ему чести.

Открыть видео

Читайте также: