Формула-1

С новыми деньгами к старым результатам? История успехов и неудач «Уильямса» в «Формуле-1»

Вспоминаем взлеты и падения конюшни Фрэнка Уильямса.

21 августа стало известно о покупке «Уильямса» частным инвестиционным фондом Dorilton Capital из США. Коллектив продолжит выступать под именем своего основателя, но очевидно, что одна из самых титулованных команд «Формулы-1» вступит в совершенно новую для себя эпоху, коих она пережила немало.

Официально команда зарегистрировала свое участие в «Формуле-1» под названием «Уильямс» лишь в 1977-м, однако на самом деле все началось восемью годами ранее. После нескольких лет работы на гонках инженер Фрэнк Уильямс решил создать свой собственный коллектив — Frank Williams Racing Cars. Правда, дела пошли в гору только после помощи спонсора — в 1975-м канадский нефтяной магнат (и по совместительству большой поклонник гонок) Уолтер Вольф был рад вложить несколько сотен тысяч фунтов в не самую удачную конюшню с неплохим потенциалом. Это сработало, но в другую сторону: Фрэнка не устраивало, что Вольф сместил его с главного поста и что теперь ему нужно работать не на себя, а на кого-то. Уильямс решает уйти, дабы основать Williams Grand Prix Engineering вместе с Патриком Хэдом и выйти на старт в 1977-м году. В 1980-м Алан Джонс выигрывает чемпионат и помогает коллективу добыть свой первый трофей — победу в Кубке конструкторов. Причиной успеха стало построенное Хэдом сезоном ранее шасси FW07, на создание которого оказала сильное влияние машина действующего чемпиона — «Лотуса».

1981 год хоть и был снова чемпионским, но явил собой время перемен для «Уильямса». Командные распри по ходу сезона, срочный поиск замены для неожиданно решившего уйти Джонса (им стал искавший свой путь дальнейшего развития Кеке Росберг), а сезоном позже и потеря Карлоса Ройтеманна. Однако основной проблемой стала новая турбо-эра, и первым ее «ударам» «Уильямсу» было нечем противостоять. Из-за невозможности найти двигатель под новый регламент в команде решили создать шестиколесник, наподобие «Тирелла», но перед 1983-м такие инженерные ходы, как и граунд-эффект, в ФИА попросту запретили. Положение спас договор с «Хондой», и 1984-й стал первым полноценным сезоном «Уильямса» с турбо-моторами.

Сезон-1986 был многообещающим: успешное партнерство с японским производителем, принесшее годом ранее победу в последних трех гонках, желание Нельсона Пике присоединиться к команде вместо уходящего Росберга и большое количество спонсоров. Однако все омрачил инцидент, перевернувший жизнь Фрэнка Уильямса. Во время возвращения с тестов на «Поль-Рикаре» его машина вылетела с дороги, оставив водителя бороться со смертью. Фрэнк балансировал на грани, но все же смог справиться и вернуться к жизни, хоть и оставшись инвалидом. Две недели спустя Пике одержал победу в Рио — возможно, одну из самых значимых в карьере. Как и до этого, после череды неудач коллектив смог возродиться и вновь начать восхождение на вершину — неизменная черта команды из Гроува.

Тем не менее, так тяжело заработанное главенство было на пути к неизбежному упадку. Да, в том же 1986-м «Уильямс» снова взял Кубок конструкторов, но потерял победу в личном зачете — командные распри между Пике и Найджелом Мэнселлом вкупе с взорвавшейся шиной во время последнего Гран-при сезона привели к чемпионству Алена Проста. Следующий сезон стал одновременно триумфальным и плохим. Пике и команда, конечно, выиграли по итогам 1987-го, но в конце года выяснилось о потере контракта с японским мотористом — Айртон Сенна решил забрать «Хонду» с собой в «Макларен», и производитель не захотел больше поставлять двигатели «Уильямсу». Как итог, на новый сезон «Формулы-1» в коллективе остались у разбитого корыта и смогли более-менее вкатиться обратно только при переходе на «Рено» в 1989-м.

Соглашение с французским производителем было глотком свежего воздуха для британской команды — их сотрудничество стало одним из самых плодотворных за всю историю «Уильямса». Новая пара неконфликтных гонщиков — Риккардо Патрезе и Тьерри Бутсен — тоже поспособствовали не заставившему себя ждать успеху. В первом же сезоне в одном из Гран-при у пилотов был победный дубль, а в 1992-м вернувшийся Мэнселл взял с командой и Кубок конструкторов, и личный зачет — безусловно, не без помощи подписанного «Уильямсом» двумя годами ранее инженера Эдриана Ньюи. В 93-м уже победил Ален Прост, а в 94-м судьба личного титула решилась на последнем Гран-при в Аделаиде — тогда Михаэль Шумахер на «Бенеттоне» буквально выбил своего соперника Дэймона Хилла с трассы, сломав ему подвеску и оказавшись в стене. Однако немцу это и было нужно — набранное количество очков позволило Шумахеру завоевать титул — при этом команда Фрэнка третий год подряд оставалась непобедимой в Кубке конструкторов. 1996-й и 1997-й вновь оказались триумфальными и для гонщиков (Хилл и Жак Вильнев), и для коллектива. Однако на этом чемпионская поступь команды из Гроува закончилась.

В 1998-м в «Уильямсе» остались и без «Рено», и без Ньюи — инженер перешел в «Макларен», а французский производитель остановил поставку двигателей и на время ушел из «Формулы-1». В команде были надломлены, но не сломлены — следующий сезон они закончили третьими, а в 2000-м вместе с британским коллективом в качестве мотористов дебютировала БМВ. Два года подряд «Уильямс» финишировал третьим в Кубке конструкторов — что ожидалось дальше? В 2002-м в первых гонках сезона коллектив выступал хорошо — один раз даже удалось сделать победный дубль. Однако это время кончилось, когда «Феррари» модифицировали свою машину 2001-го и к пятому этапу представили обновленный автомобиль, выступавший уже полностью в своей лиге, в которой «Уильямс» уже не мог на равных тягаться со скудерией. В 2003-м Хуан Пабло Монтойя до предпоследнего этапа боролся за титул, но «Феррари» и «Бриджстоун» подали протест на конструкцию передних шин «Мишлен» — он был удовлетворен, и дизайн признали нелегальным. На этом история довольно успешного партнерства завершилась — в 2004-м «Уильямс» выиграл лишь однажды, а 2005-й не принес ни одной победы.

За следующие восемь лет Фрэнку Уильямсу довелось увидеть лишь один воодушевляющий момент — победа Пастора Мальдонадо в 2012 году. Затем вновь одним из ключевых моментов стала смена регламента: в 2014-м «Уильямсу» удалось заключить сделку с, как оказалось, самым успешным производителем моторов на долгие годы — «Мерседесом». Это соглашение и начало новой, гибридной эры позволило коллективу Фрэнка два года подряд закончить чемпионат на третьем месте в Кубке конструкторов и даже отметиться поулом и десятью попаданиями на пьедестал в 2014-м и 2015-м.

Как оказалось, этот период был крайне успешным, поскольку следующие два сезона «Уильямс» завершил пятым, а с 2018-го стал главным аутсайдером «Формулы-1». Команда полностью промахнулась с болидом и влезла в долги, что и привело к выставлению коллектива на продажу.

В 2020-м «Уильямс» выглядит несколько лучше, хотя пока в активе у команды ноль очков и последняя позиция в чемпионате. Возможно, как это было в 70-х, финансирование проекта (правда, не приведшее к ссоре и расколу, как в случае с Вольфом) и небольшие перемены в штабе помогут великой команде вновь возродиться. Коллектив из Гроува делал это уже не раз. 

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.