Формула 1

Однообразие, ограничение и раскол. Почему в «Формуле-1» никак не могут принять регламент на 2021 год

16 октября состоялось заключительное заседание FIA, Liberty Media и команд «Формулы-1» по поводу технического и спортивного регламента на 2021 год. Судя по молчанию официальных лиц, к единому мнению вновь прийти не удалось.
  • Проект, который прорабатывался два года, был представлен участникам чемпионата в начале июня, однако подвергся жесткой критике.
  • Команды смогли добиться отсрочки, но и она подходит к концу — финальное решение должно быть принято до конца текущего месяца. 
  • Инженеры и конструкторы уже жалуются, что из-за задержки принятия нового регламента они вынуждены проектировать новые болиды «вслепую». 

Разумеется, вечно это продолжаться не может.

На что согласны все команды?

Первым краеугольным камнем в борьбе за интересный всем спортивный регламент стало ограничение бюджетов. Именно из-за него в очередной раз было отложено финальное решение относительно правил 2021 года. Бюджеты не будут превышать 175 миллионов долларов, однако данная сумма, начиная с третьего года работы данного правила, может возрасти вследствие инфляции. Превышение расходов на более чем 5% будет рассчитываться как серьезное нарушение.

Правило не распространяется на зарплаты гонщиков и глав команд, траты на приобретение силовых установок, маркетинг, командировки и корпоративные услуги. Само по себе ограничение бюджетов должно сократить разрыв между заводскими и клиентскими командами и, как следствие, сделать «Ф-1» более зрелищной. Однако считается, что обещанный порог — слишком высокий, и такое лимитирование расходов может повлиять только на лидеров чемпионата.

Почему нет общего решения?

На Гран-при России представители «Феррари», «Мерседеса» и «Ред Булла» провели опрос среди коллег, чтобы узнать, готовы ли они поддержать изменения. Шесть из десяти команд проголосовали против нововведений, остальные — «Рено», «Макларен», «Альфа Ромео» и чуть позже «Уильямс» — приняли уже существующий вариант. Результаты тестирования были переданы Всемирному совету FIA.

Ранее глава Международной автоспортивной федерации Жан Тодт заявил, что не хочет принимать окончательное решение, пока каждый участник «Формулы-1» не будет удовлетворен регламентом. Однако возможно ли это, когда все крайние сроки начала разработки машин и так прошли, а «середняки» всегда будут выступать за более жесткие ограничения, ибо не видят других способов борьбы с топами? Из этого несогласного «совета шести» трое — лидеры чемпионата, «Торо Россо» — дочерняя команда «Ред Булла», а «Хаас» и «Рэйсинг Поинт» покупают большую часть деталей у «Феррари» и «Мерседеса». Очевидно, что желания магнатов никогда не совпадут с возможностями остальных.

Проблема также заключается в технической составляющей. В «Формуле-1» хотят изменить аэродинамику автомобилей, чтобы гонщикам было проще двигаться друг за другом и обгонять. Предложение заключается в следующем: большая часть прижимной силы автомобиля будет создаваться под днищем вместо переднего крыла и различных частей в верхней части кузова. Соответственно, подобные аэродинамические элементы упростят, добавят стандартные для всех детали, а машины гонщиков при преследовании соперника будут больше, чем сейчас, «прилипать» к трассе. Унификация нацелена помочь маленьким командам, чтобы лидерам было сложнее создать более быструю технику. Такое решение сделает автомобили максимально похожими друг на друга, а это, как считают представители команд, лишит «королевские гонки» индивидуальности и никак не поможет в борьбе с «классовостью».

Каковы альтернативы?

В «Ф-1» есть одна старая добрая забава: каждые десять лет трубить о возможном расколе чемпионата. Не стало исключением и нынешнее положение дел. Новые правила могут быть введены ФИА не позднее, чем за 18 месяцев до начала сезона, иначе прописанные там серьезные технические изменения не успеют внести. Все сроки — единогласно отодвинутые 30 июня — были пропущены. Нынешний договор согласия, который предоставляет командам право голоса через Стратегическую группу и комиссию «Формулы-1», истекает в конце 2020 года.

Liberty Media на свой страх и риск может опубликовать окончательную версию регламента 31 октября. Но не стоит забывать о праве вето «Феррари», которое дает ей возможность при несогласии с правилами отказаться от участия в чемпионате и таким образом подать пример другим. Глава «Феррари» Маттиа Бинотто после уик-энда в Сочи заявил, что использование данного права будет большим позором для его коллектива, поэтому такой вариант не очень реален, но такая возможность есть.

Маттиа Бинотто / Фото: © Federico Basile / Global Look Press

Когда все станет ясно?

Нынешний регламент разрабатывался годами, когда действия для принятия и согласования правил с сезона-2021 ведутся только несколько месяцев. «Формула-1» в очень короткий срок хочет ввести и довольно серьезные аэродинамические изменения и совершить переход с 13-дюймовых колес на 18-дюймовые, что повлечет за собой основательный пересмотр конструкции автомобиля. Многие ругают лидеров за то, что те не хотят принимать правила лишь из-за возможной потери преимущества. Однако подобные изменения введут лишь больше непредсказуемости и могут увеличить разницу между сильными и слабыми.

После заседания в среду стало окончательно ясно, что команды не сошлись во мнении относительно изменения формата гоночного уик-энда (сокращение свободных заездов и проведение квалификационной гонки), так что в этом плане в «Ф-1» все останется по-старому. По поводу всего остального, видимо, стороны взяли очередную паузу. Но через две недели этот вопрос должен быть окончательно решен. 

Читайте также:

Нет связи