Олег Иванов: «Хиддинк приводил команду в чувство игрой в теннисбол. Кто выигрывал – получал торт»

31 мая 2016 16:49
Олег Иванов: «Хиддинк приводил команду в чувство игрой в теннисбол. Кто выигрывал – получал торт»
Олег Иванов: «Хиддинк приводил команду в чувство игрой в теннисбол. Кто выигрывал – получал торт»

Полузащитник сборной России Олег Иванов получил бронзовую медаль Евро-2008, не сыграв ни минуты. Теперь он снова едет на чемпионат Европы, и его шансы сыграть важную роль гораздо выше. В эксклюзивном интервью «Матч ТВ» Иванов рассказывает о хоккейном турнире на Евро-2008, кричалке о сборной Голландии и пользе от книги Майка Тайсона.


— Перед вылетом на швейцарский сбор вы приняли участие в игре «Что? Где? Когда?». Какие ощущения? 

— На каждый вопрос можно очень близко подобраться к ответу, но трудно его сформулировать. Нужны тренировки. Ребята из ЦСКА играют в «Что? Где? Когда?», а мы с Дзюбой – в первый раз. Тяжеловато вклиниться. Но если еще раз предложат сыграть, я с удовольствием. Очень понравилось. 

 — К игре вас готовил Борис Левин. Как вы тренировались? 

— Первый вопрос на тренировке звучал так: «В маленьком латвийском городке продавец подписывал пакеты со своей продукцией. Внимание вопрос: для чего?». Мы уцепились за Латвию. Что там производят? Молоко, шпроты? Начали перебирать. Ну и дали неверный ответ. Левин объяснил, что не надо цепляться за Латвию, нужно думать – почему он это делал. Ответ прост – чтобы люди не мусорили. Город маленький и сразу понятно, кто виноват. 

В разминке я все время что-то предлагал, но под конец сел в углу и понял, что реально устал. Приехал на съемки к 3 часам. Сначала примеряли костюмы, а потом попросили одну женщину позадавать нам вопросы, оставшиеся с предыдущих игр. Я еще удивился, почему Леха Березуцкий на тренировке не активничал. Он знал, что к чему, не хотел голову забивать, уже на игре включился. А у меня в голове каша. Хотя с нас требовали, чтобы у каждого было как минимум по три версии за минуту. 

Почему так мало шутили? Нас предупредили, чтобы особо не хохмили. Когда стали шутить на генеральной разминке, пришла грозная женщина и напихала: «Я вам тут устрою, давайте-ка посерьезней». 

— Знаете, что сборная России готовится к Евро в отеле, где в 2004-м жили греки? 

— Не верю, что это как-то нам поможет. Тогда нужно было ехать туда, где Германия живет или Испания. Но отель – просто бомба. Я много раз был в Австрии и Швейцарии, такого не припомню. Мне много не надо: удобная кровать, балкончик, чтобы книжку почитать, интернет, питание и стирка. Но здесь все это, включая обслуживание – топ. 

— Директор стадиона, на котором тренируется сборная, рассказывал, что Отто Рехагель общался с осликами, лошадями и коровами, которые пасутся рядом с тренировочным полем. Может и вам стоит приобщиться к природе? 

— Не стоит. Бедные животные, если живы, конечно, до сих пор помнят, как над ними издевался Отто. 

— Говорят, в Бад Рагац приезжали скауты сборной Англии. Что они могли увидеть? 

— Не понимаю, что такого можно увидеть в тренировках. Возможно, они надеялись понять тактику или стандарты. 

— Может быть, это все-таки были французы? Появилась информация, что в вас заинтересован французский клуб. 

— А может переодетые чеченцы? Интерес из Франции появился перед последней игрой. Получил письмо от Деда Мороза: в августе мне исполняется 30, можно еще пару лет зацепить. Я бы с удовольствием поехал в Европу. 

— Артем Дзюба и врач сборной Эдуард Безуглов планировали забег на один километр. Почему он не состоялся? 

— Не знаю, наверное, тренер сказал Дзюбе, что не стоит пока. Слышал, что наш врач серьезный марафонец. Если бы забег состоялся, было бы интересно посмотреть на Эдика. Он говорит, что выбегает из 3-х (часов, речь идет о марафоне – «Матч ТВ») — это солидно. Я таких еще не видел. 

— Нойштедтер уже стал в команде своим? 

— Он с нами сидит за столом. Общительный парень, приятный, великолепно говорит по-русски. Дима Комбаров с ним общался, рассказывал о своем дяде, который живет в Германии. Кто за Ромой приглядывает? Не знаю, Леонид Викторович, возможно. 

— Широков капитан сборной, но в ЦСКА не играет. Удивительная история? 

— Почему? Гамшик тоже одно время не играл, но оставался капитаном «Наполи». Нормальная ситуация. 

— Сборная получит премиальные за выход из группы. Виталий Мутко рассказывал, что это решение принималось с командой. 

— Не знаю, возможно, было какое-то собрание: капитан, вице-капитан и тренерский штаб. Я ни с кем не разговаривал на эту тему. Мне она в принципе не интересна. Справедливо ли? А почему нет. Есть задача: выполнили – получили. Нет – нет. Все честно. 

* * * 

— Что вам сейчас напоминает о Евро-2008? 

— Бронзовая медаль. Это было первое Евро, когда отменили матч за третье место. С турками было бы интересно сыграть. Может к сожалению, может к радости — просто получили медаль. В команде это не обсуждали, правило есть правило. Всем раздали медали и поехали домой радоваться. Где она сейчас? У папы, в носках где-то прячет. Мои детские и юношеские медали и грамоты висят на видном месте, а эта бронза лежит, не привлекая внимания. 

— В заявку вы тогда попали почти случайно. 

— Гус вызвал к себе и сказал: «Олег, ты понимаешь, что в моем составе собраны акулы. Нужен результат. Ты мне очень нравишься, но в силу возраста (тогда Иванову был 21 год – «Матч ТВ») не попадаешь в состав. При этом хочу, чтобы ты остался с командой, тренировался и почувствовал атмосферу». Я ответил, что для меня это будет бесценный опыт. Слуцкий поддержал, сказал: «Оставайся». 

Павленко? Ему из «Спартака» позвонили, сказали – давай возвращайся, нечего тебе там делать. Он сразу уехал. Потом Погребняк получил травму. Так я попал в заявку, но об основе не думал. Даже когда нас было 25 человек, прекрасно понимал, что на моей позиции Семак. Сергей Богданович – это даже не акула, реально кит сборной. Плюс Зырянов, тот же Торбинский на замене. Так что просто тренировался в удовольствие. 

— Говорят, что перед Евро Хиддинк предложил команде нереальные нагрузки – он считал, что игроки должны «пострадать». Вы страдали? 

— Несмотря на то, что я поиграл у Яковенко, тяжелее сборов, чем тогда, в моей жизни не было. Эти 5-7 дней казались адом. Фальтреки, кроссы или «аквариум». 3 поля, 1 группа бегает, 3 команды играют, и все вокруг меняются без остановки. Тренировки длились так же, как сейчас – час-полтора. Гус понимал, для чего это делается. Даже в этом сезоне, несмотря на возраст, он пришел в «Челси» и смог исправить ситуацию. 

Я тогда по итогу сбросил килограмма 3. Но мы пьем много жидкостей, полноценно питаемся. А так за одну тренировку может уйти от 2 до 4 килограмм. Читал про пловца Майкла Фелпса, который съедал сумасшедшую дозу спагетти на 6000 калорий, засовывал их в себя. Тот же Яковенко говорил, что футболист должен выходить на тренировку чуть-чуть с лишним весом, от 500 грамм до килограмма. Чтобы было чему сгорать. 

— Как Хиддинк готовил команду психологически? Разговаривал с каждым лично? 

— Он раскрепощал. Например, играем в квадрат. Гус ходит вдоль, то в один квадрат зайдет поиграет, то в другой. Мог кому-то пинка дать и засмеяться – типа, кто это? Или попросит пас, а в момент передачи развернется и уйдет, чтобы пасовавший зашел в квадрат. Непринужденная атмосфера. Никто не заставляет ходить с серьезным лицом. 

Но не скажу, что у Гуса шутки были постоянно. Если идет серьезная работа – это работа. Но на разминке время для шуток находится. Кто-то споткнулся неудачно, его можно подколоть – грубо говоря, что ты там, за крота зацепился? У Слуцкого также. Когда приступаем к растяжке – начинается. Слуцкий говорит: «Сегодня MVP тренировки – Шатов». И пошло, поехало. 

«Победа над Голландией была как выпускной». Илья Казаков – о лучшем Евро в истории сборной России

— Что команда делала в свободное время? 

— Играли турнир два на два в хоккей на приставке. Пар 8, наверное. Игнаш придумал тащить жребий. Сильных сборных только пять: Канада, Финляндия, Россия, США и Швеция. Чтобы не было обидно, нарвали бумажек, написали команды, и каждый тащил. Я был с Акинфеевым, играли чехами. Мы тогда выиграли чемпионат мира, в финале обыграли Вовку Быстрова с кем-то в паре. Скидывались по 50 или 100 евро, и мы с Игорем забрали банк. 

 Общаковые просмотры футбола, по-моему, были, но без меня. Не особо люблю смотреть футбол. Могу глянуть «Барселону» — «Реал» или решающие игры в Лиге чемпионов. Финал Лиги Европы тоже смотрел, но только последние 2 минуты первого тайма и второй. 

Клопп в плане тренерской работы приятен, у него притягательная аура, он живет игрой. Было бы интересно книжку про него почитать. Как он приходил, двух тренеров убирал, а потом президент ему сказал: «Слышь, ты меня достал, давай сам тренируй». Из книг я в основном автобиографии читаю. Сейчас вышла вторая часть Алекса Фергюсона. Первую читал, очень хочу вторую. 

Запомнилась история из «Абердина», когда капитан команды поплыл на лодке и его поймали в нейтральных водах. Пьяный был. Фергюсону позвонили, спросили: «Ваш футболист?» Он переспрашивает: «Не утонул?» Отвечает, что нет. «Жаль», — говорит Ферги. — «Лучше бы утонул». 

Про Бекхэма запомнилась фраза, что когда человек ставит себя выше «Манчестера», он должен покинуть команду. Интересная философия. Фергюсон говорит, что даже если ты не прав, все равно должен стоять на своем, потому что иначе можешь упасть в глазах футболистов. 

Еще читал Тайсона — «Беспощадная истина» называется. Сумасшедшая книжка. Уяснил, что человек был бешено здоров и талантлив, прожигал жизнь, но все равно чего-то добился. А судебные разбирательства и тюрьма надломили, но не сломали его. 


— Хиддинк во время Евро разрешал игрокам видеться с женами. 

— А почему нет? Это только положительные эмоции, когда навещает супруга с ребенком. Присутствие жен в Швейцарии не обсуждали, но запрета нет. Я даже не спрашивал, сейчас это лишнее. Но на Евро семья поедет, жить будут в Париже. Отлучиться к ним вряд ли получится, но в лобби отеля они всегда могут приехать. Посидим часик, поболтаем. Ничего смертельного в этом нет. 

Что касается Гуса, то, допустим, вопрос фанты или колы никогда не стоял. Столкнулся с этим еще в «Спартаке» при Невио Скале. В Европе после нагрузок выпьешь баночку – и ничего страшного. Объясняли, что в газировке много сахара, это помогает восстанавливаться. То же самое было у Гуса. 

Помню, в раздевалке на Евро всегда стоял огромный холодильник с кока-колой, фантой, другими напитками. Для меня это было в диковинку. В России если ты пьешь кока-колу – все, ты изгой. Могли и оштрафовать. 

— Сейчас в вашем мини-баре есть газировка? 

— Нет, только вода. И в клубе и в сборной из мини-баров все забирают: шоколадки, чипсы, газировку. Видимо, чтобы не было соблазна. 

* * * 

— Когда сборная России получила 1:4 от испанцев, какие были мысли? «Все пропало»? 

— В раздевалке стояла гробовая тишина. Гус пытался взбодрить: «Ничего-ничего, еще две игры». Никакой ругани. Было понимание, что мы проиграли Испании, а не Эквадору. Испанцы – космос, не передать словами. Иньеста, Хави – это предел. Человек за игру отдает 96 процентов точных передач, причем все вперед! 

У нас тогда пошли разговоры: «Приплыли». Хиддинк приводил команду в чувство игрой в теннисбол на призы. Кто выигрывает – получает торт. Эмоционально разгружал. Вроде Евро, а тут бац – и тортик можно выиграть. Даже съесть можно, а не сфотографироваться. Евро – такой турнир, где поражение в первой игре может стать как минусом, так и плюсом. Да, тебе сразу дали по башке, но за счет этого ты можешь собраться на остальные две игры. А может и наоборот – первую выиграл, а в оставшихся двух тебе надавали по башке. Тут не угадаешь.   

Честно, о новой системе выхода из группы на Евро узнал на днях. Чемпионат расширили, но все равно для попадания в пульку нужно иметь хорошую статистику. Бывают ситуации, как в 2012-м – зарабатываешь 4 очка в группе и не проходишь дальше только по разнице забитых-пропущенных. А в новой системе есть бонус. Получается, что немного проще. Особенно хорошо для условной группы смерти: чтобы не отсеивать сразу зрелищную команду, дают шанс попасть в эту пульку. Это плюс.   

— Говорят, в Инсбруке, где команда жила перед матчем со шведами, был кошмарный отель.

— На улице был такой кипиш – не просто гул, а как будто на стадионе болеют. Кричат, поют, музыка громко играет. Да и отель был безобразный. В таких приходилось жить только на юношеских турнирах. Шконка, вода с переменной «кипяток/холодная» и вонючий кондер. Было жарко, я захотел включить кондиционер – а от него запах, мягко скажем, специфический.   

— Перед игрой с голландцами действительно была устроена гонка на автобусах? 

— Гус сказал, что мы должны приехать быстрее соперников. Боюсь ошибиться, вроде догнали голландцев уже возле стадиона, рядом с подъездом к подтрибунным помещениям. Настрой был сумасшедший. По первым минутам на 100 процентов понимал, что дадим бой. Взять хотя бы моменты, когда забивались голы – вся скамейка срывалась и бежала на поле. Это о многом говорит, какой коллектив был. В моей карьере это один самых эмоциональных матчей. Все, что происходило в тот вечер, — за гранью фантастики. Потом видел в новостях полную Тверскую болельщиков. Рассказывали, что ОМОН приехал разгонять толпу людей, но вместо этого они стали играть в футбол.   


— После гола Торбинского вам удался шикарный прыжок в кучу-малу. Не боялись получить травму?   

— Я лежал второй или третий на Торбе. Когда увидел его лицо, реально испугался. Хорошо, что Вася догадался всех снимать. 10 человек, каждый весит 70-90 кг. Получается минимум 700 килограмм. Лежал вторым или третьим, не мог дышать, пытался орать, чтобы слезли. А Торбуся прям викинг – выдержал.   

В раздевалку после игры зашел тренер голландцев Марко ван Бастен. Каждому пожал руку, поблагодарил. Этот поступок поразил. Что сказал мне? «Хорошо, что ты не играл». Шучу. Заходило много разных людей. Мутко, например. Довольный такой, радостный.   

Еще помню, что на стадионе наши болельщики во время игры кричали: «Все голландцы — [люди с нетрадиционной ориентацией], хей-хей». Когда сели в автобус после матча, была такая эйфория, что мы в шутку стали повторять эту кричалку. А Гус поворачивается и говорит: «[Блин], ну один же нормальный?». 

Возможно, после Голландии у нас было эмоциональное опустошение. Но это Испания, блин, я сильнее сборной вживую не видел. Несмотря на очередное избиение, для всей страны это было ощущение победы. Первая медаль за 20 лет! 

— Самая дикая история лета 2008-го? 

— Когда все закончилось, поехал на сборы к «Крыльям» в Австрию. Слуцкий (тогда он работал в Самаре – «Матч ТВ») позвонил, позвал на товарищескую игру. А мы же как летали на Евро – подвозят команду к самолету, ставят штамп, и улетаем. Приезжаю к «Крыльям», сыграли игру, едем в Мюнхен. Прохожу паспортный контроль. Чудак смотрит на меня и что-то спрашивает. Я по-немецки ни бельмеса, а он по-английски не понимает. Зову переводчика. Оказалось, таможенник не мог понять, как я три раза вылетел из страны и ни разу не влетел. Я достал медаль, а этот такой: «Ооо, Вась, давай пофоткаемся». Сфоткались – и отпустил меня. А так, говорят, месячишко посидел бы до выяснения. 

— Францию называют главным фаворитом Евро-2016. В марте России сыграла с ней товарищеский матч. Как вам хозяева Евро? 

— Очень понравилась команда. Молодая, собранная из лидеров своих клубов, причем топовых. Гризманн, Коман, Жиньяк, вышедший на замену Жиру, Марез, Диарра, Варан. Любого бери – бомба. Чего говорить, если защитник из «Барселоны» Матье на замене сидит. Может не сейчас, но в ближайшее время – эти парни добьются успеха. Это одна из самых боевитых и дееспособных команд в Европе. Из других краем глаза видел Испанию, Германию и Польшу. А поляков, кстати, очень добротная сборная. Левандовски, который может в одиночку решать. Говорят, он может в «Реал» перейти. 

Евро-Баттл. Выиграет ли Франция домашний чемпионат?

— В марте жили на той же базе, где будете находиться во время Евро. Балахнин говорил, что там ужасное поле. 

— Поля не видел, мы тренировались на «Стад де Франс». Но само место очень достойное, отель 4 звезды. Сравнивая, какие в России бывают 5 звезд, эти 4 звезды по сравнению с ними тянут на все 6. Очень красивое место, рядом ипподром.

— Видно, что Слуцкий выбирал. 

— И есть где побегать.   

Текст: Иван Карпов

Фото: Getty Images, РИА Новости/Александр Нестеров, РИА Новости/Антон Денисов