Андрей Кириленко: «Либо мы принимаем международные правила, либо выходим из олимпийского движения»

21 апреля 2016 19:06
Андрей Кириленко: «Либо мы принимаем международные правила, либо выходим из олимпийского движения»
Андрей Кириленко: «Либо мы принимаем международные правила, либо выходим из олимпийского движения»

Президент РФБ дает эксклюзивное интервью «Матч ТВ».

ФИБА и Евролига в очередной раз не смогли поделить еврокубковый пирог. Второй клубный турнир континента – Кубок Европы – внезапно оказался под запретом, вместо него ФИБА запускает собственный турнир – Лигу чемпионов. А чтобы клубы охотнее шли в новое соревнование, она дисквалифицировала сборные 14 стран, чьи клубы планировали выступить в Кубке Европы. Второстепенный турнир имеет важный плюс – его победитель попадает на следующий сезон в Евролигу. А это совсем другой уровень баскетбола и другие деньги.

15 апреля ФИБА претворила угрозы в жизнь. РФБ отреагировала пять дней спустя: запретила российским клубам участвовать в Кубке Европы и пригрозила в случае нарушения расторгнуть договор с Единой лигой ВТБ. То есть подчинилась требованиям ФИБА.

Вчера глава РФБ Андрей Кириленко перед толпой журналистов ограничился коротким комментарием. Но на следующий день в интервью «Матч ТВ» рассказал о причинах непопулярного решения.

– Очень многие сейчас делают какие-то резкие выводы, но при этом основываются на недостаточной информации, – сказал Кириленко. – Надо прояснить ситуацию. 15 апреля мы получили из ФИБА письмо об автоматической дисквалификации сборной России. Недопуск на Евробаскет-2017 был связан с публикацией пресс-релиза Единой лиги ВТБ, в котором сообщалось об участии трех российских клубов в Кубке Европы. На сегодняшний день позиция ФИБА такова, что в Евролиге клубы участвовать могут, а в Кубке Европы – нет. 

Российская федерация баскетбола является членом ФИБА, которая, в свою очередь, является членом движения Международного олимпийского комитета. Мы приняли на себя эти обязательства и нарушать их не можем. Точно так же и Единая лига ВТБ, приняв по договору с РФБ права на проведение чемпионата России, взяла на себя обязательства выполнять правила ФИБА. И до сих пор не нарушила ни одного правила, потому что запретов пока не было. Но 15 апреля мы его получили.

На момент получения письма ФИБА оно выглядело как ультиматум. Но тогда мы не владели всей информацией. Получили ее после встречи с генеральным секретарем ФИБА Патриком Бауманном, после разговоров с президентом Евролиги Жорди Бертомеу, с Единой лигой ВТБ и консультаций с юристами Олимпийского комитета России. По сути, у нас было два выхода. Либо мы продолжаем исполнять наши обязанности как полноправного члена ФИБА, либо Россия выходит из олимпийской семьи. Все просто: есть правила, на которые мы подписались.

– ФИБА утверждает, что действует на благо баскетбола, но при этом угрожает снятием с Олимпиады сборных Испании и Литвы, которые отобрались в Рио по спортивному принципу. 

– А какая мне разница, как будет действовать Испания? В моем ведомстве находится сборная России. И если моя сборная не будет участвовать в международных турнирах, для чего тогда будет нужна РФБ? Половину отделов можно будет расформировать. Не нужно оглядываться на другие страны. Мы должны внутри страны определиться, хотим мы участвовать в турнирах сборных или нет.

– Но разве давление со стороны ФИБА не выглядит, как шантаж?

– Если мы приняли эти правила, нужно их исполнять – иначе зачем было принимать? Мы все любим наши клубы и все, включая РФБ, хотим им помочь. Но делать это нужно в рамках правил. Кто-то уже говорит, что РФБ «прогнулась», повела себя трусливо, не встав на сторону клубов. Но дело не в трусливости – мы действовали по закону.

– Вы говорите, что с момента получения письма 15 апреля до совещания РФБ 20-го получили новую информацию. Речь о том, что ФИБА перестанет признавать Единую лигу ВТБ как официальный турнир?

– Много разной информации появилось. В том числе и о возможных последствиях. А они таковы, что следующим шагом ФИБА сняла бы признание с Единой лиги ВТБ. После чего все иностранные клубы вышли бы из турнира, потому что у них тоже есть национальные федерации, которые действуют в интересах своих сборных. Значит, сначала Единая лига потеряла бы иностранные команды. За этим, уверен, последовал бы запрет на участие иностранных игроков в турнире. Так что, думаю, Лига ВТБ и другие соревнования, потеряв признание ФИБА, постепенно развалятся.

– Но ведь даже если Единая лига ВТБ лишится статуса чемпионата России, она может продолжить существование как обычный коммерческий турнир, разве нет? 

– Может. Но кто в ней будет играть? Будут ли играть за тот же ЦСКА Де Коло и Теодосич, если над ними нависнет угроза лишения права выступать за свои национальные сборные? Будут ли играть Воронцевич с Фридзоном?

– Вы действительно считаете, что если международная федерация перестанет признавать, скажем, НБА, то североамериканская лига от этого как-то пострадает?

– Если бы в российском баскетболе дела были устроены так же хорошо, как в НБА, была бы такая же популярность, коммерческая привлекательность – тогда, может, это сравнение и было бы корректно. Мы все гадаем, как лучше поступить. Думаем: «Вот, мы такие крутые, не будем никого слушать». Но можно гадать, а можно прислушиваться к фактам. Они таковы, что мы зависим от ФИБА. И не потому, что нас кто-то принудил, а потому что мы сами вошли в ее состав.

– Вчерашнее совещание РФБ, Единой лиги ВТБ, Минспорта и Олимпийского комитета России было созвано вами с целью выработки совместной позиции в отношениях с ФИБА. По итогам заседания выяснилось, что совместная позиция – это отказ российских клубов от Кубка Европы. Неужели с такой позицией согласна и Единая лига?

– Естественно, лига не может с этим решением согласиться, потому что оно ущемляет интересы клубов. Мы это понимаем, но идем на это в интересах сборной России. Получается, что РФБ воздействует на лигу. Нам не хочется ставить клубы в такое положение, но это единственный выход. Как бы ни хотелось клубам сыграть в Кубке Европы. У ЦСКА положение лучше – он играет в Евролиге. Это сильнейший на сегодня клубный турнир континента, и, конечно, «Химки», «Локомотив», УНИКС хотят туда попасть – в том числе через Кубок Европы. Но мы участники движения ФИБА. К этому нас никто не принуждал. Мы приняли правила Международной федерации – а значит, это наши собственные правила. Надо их соблюдать.

– Но сейчас получается, что ФИБА переписывает правила прямо по ходу игры.

– Так всегда будет, если мы не будем представлены в руководящих органах ФИБА. На сегодняшний день там находятся Юлия Аникеева и Сергей Чернов (бывшие президенты РФБ сейчас входят соответственно в Центральное бюро ФИБА и комиссию по проведению соревнований; Аникеева сейчас находится под домашним арестом и ей грозит до 10 лет тюрьмы за хищения из РФБ – «Матч ТВ»). Мы не принимаем тех решений, которым обязаны подчиняться. Если нам эти решения не нравятся, мы вольны выйти, но тогда не сможем участвовать в чемпионатах Европы и мира, в Олимпиадах. Такой вариант нас не устраивает. Поэтому остаемся участниками движения. И подчиняемся.

– Ваша встреча с генсеком ФИБА Патриком Бауманном 17 апреля была похожа на поток указаний сверху? Или диалог все же возможен?

– Насколько я понимаю, сейчас ситуация приобрела односторонний формат. Два года ФИБА вела переговоры с Евролигой, они зашли в тупик. Международной федерации все надоело, и она включила свой рычаг. Если международная организация существует, с ней нужно считаться, договариваться, участвовать в ее деятельности. Я прихожу к выводу, что последние два года РФБ этого не делала.

– У вас не возникло сомнений в законности действий ФИБА?

– Что касается закона – сомнений никаких. Спасибо огромное правовому департаменту ОКР, сотрудники которого последние четыре дня крутятся как белки в колесе.

– Пока ФИБА не трогает клубы Евролиги, но в следующем году под удар могут попасть и они. Тогда позиция РФБ останется такой же?

– Гипотетически возможно все. Может, ФИБА скажет, что обе команды должны играть в белой форме. Или что на церемонию награждения нужно выходить обязательно в черных шапках. Правила устанавливаем не мы. Чтобы их изменить, нужно участвовать в процессе. Занимать места в руководстве европейской и всемирной федераций, поднимать руку и голосовать. Кто сейчас у нас голосует – мне непонятно. А говорить: «Вот, как же так, маленькая и гордая Словения возражает ФИБА, а Россия – большая и трусливая» – это полная чушь. И если сейчас кто-то берет на себя инициативу и заявляет, что все равно будет участвовать в Кубке Европы, значит, он идет против своих же правил.

Что бы ФИБА ни сказала, повторюсь, у нас есть два выхода: либо принять эти правила, либо выйти из олимпийского движения. Можем выйти мы – тогда останется еще 299 стран. Может, кто-то последует нашему примеру – останется 298. Если какое-то решение ФИБА будет совсем маразматическим, пусть из нее выйдет хотя бы половина членов. Но сейчас этого не происходит. Из 14 национальных федераций, получивших письма от ФИБА-Европа, не согласились и что-то сказали всего три. Но еще раз – мы не можем оглядываться на других.

Текст: Антон Соломин, Надежда Перепечко

Фото: Антон Денисов/РИА Новости