Как Россия и Америка конкурируют в ММА-индустрии

27 февраля 2016 15:54
Как Россия и Америка конкурируют в ММА-индустрии
Как Россия и Америка конкурируют в ММА-индустрии

Середина февраля напоминала выставку ММА-турниров. Matchtv.ru объясняет, чем отличаются Bellator и UFC в США от Fight Nights и М-1 в России и почему в 2016-м появился намек на конкуренцию.



Крупную ММА-организацию можно сравнить с национальной лигой в футболе или хоккее с условием, что гражданство бойца не играет роли для выступлений. Компания занимается организацией боев и получением прибыли от них. Задача бойца – подписать контракт на один или несколько боев и быть готовым выступать за оговоренный гонорар. В России и США есть два ярко выраженных лидера в индустрии, которые не только решили дать подраться бойцам, но и проверить на прочность друг друга. Bellator и UFC в Штатах устроили турниры в один вечер, а М-1 и Fight Nights в России – с разницей в неделю, но с похожей стилистикой. В главных боях в каждом случае дрались два известных россиянина. Мы попробовали суммировать впечатления.


Как работают



UFC. В деле с 1993-го года, что делает конкуренцию с этими тремя буквами довольно затруднительной. 41 турнир в 2015-м году, несколько сотен бойцов на эксклюзивном контракте (без права выступать где-либо еще), а пояс UFC в любой весовой категории для всех означает, что лучше тебя в этом весе и в этом мире не дерется никто. Обратная сторона – авторитарная политика, когда руководство довольно жестко диктует спортсмену условия сотрудничества. 

Bellator. Появилась в 2009-м и сегодня стабильно вторая в мире после UFC. Несмотря на то, что чемпион Bellator часто может оказаться не слабее чемпиона UFC, организация сильно проигрывает в медийном плане, что делает Bellator «второй лигой» в глазах зрителей. Bellator проводит в разы меньше турниров и сильно уступает в верхней планке зарплат своему главному конкуренту.

М-1. Как бы неожиданно ни звучало, но это российский аналог UFC. Появилась в 1997-м, видела бои на голых кулаках и на странных аренах. Для фанов ММА нет шутки смешнее той, где человек считает М-1 видом спорта, а не организацией, устраивающей соревнования по нему. 

Fight Nights. Стартовали в 2010-м с попыткой сделать глянцевое шоу с боями по К-1 (аналог кикбоксинга) и ММА, превратились в серьезную организацию и бойцовскую команду одновременно. Единственные из четырех представленных промоушенов активно используют шоу-элемент во время мероприятий: выступления артистов, вечера с заданной стилистикой. 

Президенты


UFC. Дэйна Уайт. Немного занимался преподаванием бокса и аэробики, но однажды убедил богатого друга детства Лоренцо Фертитту купить промоушен UFC.

Bellator. Скотт Кокер. Занимался таэквондо и прославился как создатель компании Strikeforce, где провел три боя Федор Емельяненко. В Bellator пришел в 2014-м, когда компания была выкуплена у бывшего президента и создателя Бьорна Ребни.

М-1. Вадим Финкельштейн. Долгое время занимался бизнесом, пройдя карьерный путь от мясника до владельца ресторана и поставщика мяса из Голландии в Россию. Пришел в ММА в 1995-м: торговая марка Red Devil (энергетический напиток), зарегистрированная Финкельштейном, стала спонсором одного из турниров. 

Fight Nights. Камил Гаджиев. С детства занимался единоборствами: боевое самбо, каратэ, джиу-джитсу, одновременно получая юридическое образование в СГУ. 

Впечатления за неделю



UFC. Там могут себе позволить делать проходные турниры и делают их. Даже сейчас, когда в Лондоне должен вернуться один из самых популярных бойцов прошлого – Андерсон Силва, все ждут турнира в марте, где Конор Макгрегор будет драться с Нэйтом Диасом, а девушка, побившая Ронду Раузи, докажет, что может бить не только Ронду Раузи.

Bellator. Решили сделать ставку на шоу, дав подраться двум очень именитым, но очень уставшим людям, и двум спортсменам, хорошо известным по уличным дракам и скандалам. Оба боя выглядели странно со спортивной точки зрения, но пока фанаты соревновались в острословии, статистики насчитали 2.5 миллиона телезрителей и лучший результат Bellator в рейтингах.

M-1. Решили свести двух сильных россиян Шлеменко и Василевского – получили, возможно, первый бой в России после ухода Федора Емельяненко, который искренне хотелось обсуждать и пересматривать. Всю неделю происходило именно это. 

Fight Nights. Бывший кикбоксер Владимир Минеев стал еще одним российским бойцом, не постеснявшимся играть в плохого парня (в России не приветствуется этот образ), но теперь его бои смотрят, пусть даже какая-то часть зрителей желает Минееву поражения.

Свести двух топовых россиянин в главном бою было бы замечательной идеей, если бы за неделю до этого подобное не сделали в М-1 с участием двух еще более рейтинговых бойцов. Тем более сам бой убила стилистика. Влюбленный в борьбу Мачаев во всех трех раундах переводил в партер и контролировал ударника-Сарнавского, что не всегда восхищало зрителя.


Хвалят 



UFC. Гонорары и популярность. Чемпион UFC в своей стране по популярности может приближаться к известным атлетам из более раскрученных видов спорта и зарабатывать шестизначные суммы.

Bellator. Место, где сразу несколько россиян побывали чемпионами и хорошо заработали. 

M-1. Каждый год стабильное количество бойцов попадает из М-1 в UFC, а российские спортсмены получают очень хорошую возможность испытать себя крепким соперником из Европы или США.

Fight Nights. Очень хорошая упаковка шоу, раскрутка боев и пиар бойцов из собственной академии. Работа не только по организации собственных мероприятий, но и по продвижению бойцов. Али Багаутинов стал первым россиянином, подравшимся за титул UFC.

Критикуют


UFC. Очень жесткая политика: боец не может выступать в других организациях и должен быть солидарен с коммерческой политикой UFC. Самое громкое из последнего – сделка с Reebok и обязанность спортсменов выходить в экипировке без нанесения логотипов спонсоров. 

Тактика монополистов: где-то раз в пять лет UFC покупает организацию конкурента.

Bellator.  Уход в сторону шоу с приглашением узнаваемых ветеранов и бойцов, сделавших себе имя не только за счет спортивных успехов. Малая популярность собственных чемпионов.

Самый странный нокаут года в ММА.

M-1. В противовес этому несколько эксцентричных ситуаций за время существования промоушена. Новый вид ринга, сломавшийся в первом же бою, странный поединок Глухов VS Газаев, нападение на бойца после остановки боя, дополнительные раунды в поединках, попытка создать реалити-шоу.

Fight Nights. Критиковать могут за матчмейкинг, где победитель боя часто становится предсказуемым. 

Конкуренция



UFC против всех. Их турниры расписаны на несколько месяцев вперед, что дает бойцу уверенность в том, что у него будет несколько поединков в год. Их топовые спортсмены гонорарами пробивают психологически важную отметку в миллион долларов. Ронда Раузи, выступая там, очень высоко забралась в топ-100 самых популярных женщин, а Конор Макгрегор, по слухам, популярнее в Ирландии, чем футболисты сборной страны.

М-1 против Fight Nights. За М-1 история и география (турниры в США и Китае), за Fight Nights – стилистика, музыка и изобразительное искусство. Модные молодые люди не слишком вникают, кто и кого бьет на ринге, но охотнее придут туда, где поет Тимати и GeeGun. Fight Nights активнее используют западную модель раскрутки боев, когда Александр Сарнавский неожиданно говорит «одним дагестанцем больше, одним дагестанцем меньше» в эфире телеканала, а потом толкается с Мурадом Мачаевым во время дуэли взглядов. 

Россия против США. Американские промоушены сейчас важны как знак качества. Шлеменко был чемпионом Bellator, Василевский – финалистом гран-при. Виталий Минаков, который сейчас выступает в Fight Nights удерживает пояс чемпиона Bellator в тяжелом весе. Для российского зрителя остается важным, чтобы тот, кто дерется перед ним здесь и сейчас, когда-то бил или не бил кого-то там, за океаном. 

С другой стороны, «Зенит» с ЦСКА в России смотрит больше людей, чем «Челси» – «Манчестер Юнайтед», несмотря на общий уровень игры, и в ММА, кажется, научились это использовать.



Сколь бы ни был крут чемпион UFC Люк Рокхольд как спортсмен, сложно заставить себя в 6 утра воскресенья смотреть на него. Особенно когда в пятницу вечером дерется Саша против Славы, и ты мог тренироваться с одним из них, фотографироваться или даже созваниваться. С боями россиян равного уровня российские ММА ожили, и это очень хорошо чувствовалось. Это был первый случай, когда тебе захотелось еще раз посмотреть на такой бой из зрительного зала. Если спонсоры российских организаций не выдохнутся финансово и устроят еще несколько таких боев, доходы с билетов возрастут. Давайте просто оставим здесь эту фразу, чтобы через два года быть уверенными, что мы это действительно говорили.

Коротко. Подписчики в instagram*





UFC: 4.2 миллиона

Bellator: 210 тысяч

M-1: 45,6 тысяч

Fight Nights: 70,2 тысячи

Звезды/Россияне

UFC: Джон Джонс, Ронда Раузи, Конор МакГрегор, Фабрисио Вердум/ Хабиб Нурмагомедов, Алексей Олейник, Али Багаутинов, Александр Яковлев.

Bellator: Бенсон Хендерсон, Квинтон Джексон, Тито Ортиз, Мэлвин Манхуф/ Андрей Корешков, Анастасия Янькова, Виталий Минаков. 

M-1: Александр Волков, Виктор Немков, Штефан Пютц/ Денис Смолдарев.

Fight Nights: Расул Мирзаев, Виталий Минаков, Владимир Минеев, Мурад Мачаев.

Текст: Вадим Тихомиров

Фото: Getty Images, Андрей Голованов и Сергей Киврин

* Соцсеть, признанная в России экстремистской