«Просто выходите и не опозорьтесь». Выиграть Евро, когда у тебя нет команды

27 мая 2016 10:54
«Просто выходите и не опозорьтесь». Выиграть Евро, когда у тебя нет команды
«Не уважаю нашего тренера как профессионала». Выиграть Евро, когда у тебя нет команды

История датчан, самых сумасшедших победителей в истории чемпионатов Европы, которые плевали на главного тренера и не хотели ехать на турнир. Первый четвертьфинал Евро-2016 Польша – Португалия – сегодня в 22:00 на канале «Матч! Футбол 1».



После матча с «Эвертоном» к лидеру полузащиты «Ливерпуля» Яну Молби обратился работник клуба и сказал, что на улице его ждет «какой-то датчанин». Молби не понял, о ком речь, и пошел в душ. Он появился на стоянке минут через 40: никого не встретил, сел в автомобиль и уехал.

Позже выяснилось, что под холодным ливнем его ждал и не дождался главный тренер сборной Дании Рихард Меллер-Нильсен. 

Ян Молби и его партнеры по сборной считали Меллера-Нильсена странным. Никто не понимал, зачем он загоняет в тактические рамки звезду Микаэля Лаудрупа, зачем пытается сделать из центрального полузащитника Молби последнего защитника и зачем  вообще куда-то лезет. Зачем на тренировках таскает ворота, собирает мячи и носит сумки с манишками, тоже не понимали. 

Однажды на занятии он предложил футболистам упражнение, которое назвал «свиньей». Нужно было разбиться на маленькие группы и удерживать мяч как можно дольше в воздухе. Победившая группа получала в награду лимонад. Выслушав тренера, игроки остались на своих местах, переглядываясь друг с другом. Тренеру все пришлось повторить еще раз – только тогда футболисты лениво начали делать то, что от них просят. Журналисты, стоявшие в метре от поля, обратили на это внимание. 

– Как вам тренерские методы Нильсена после интенсивных тренировок Круиффа в «Барселоне»? – спрашивали у Микаэля Лаудрупа.

– Тут все как-то странно, – отвечал он.

Остальные футболисты либо вообще не отвечали на вопросы о тренере, либо говорили примерно то же, что и Лаудруп. Было очевидно, что у Нильсена нет никакого контроля над командой. Да и команды тоже нет. 

– Может быть, ему нанять какого-нибудь помощника, которого хорошо знают футболисты, чтобы наладить коммуникацию, – предлагал по телевизору эксперт и будущий спортивный директор «Челси» Франк Арнесен.

– Аист, который принес Арнесена, возможно, летел в компании попугая, – отвечал Меллер-Нильсен. – Потому что он слишком много говорит.  

***

В перерыве домашнего матча против Югославии, прямого конкурента за выход на Евро, тренеру уже было не до иронии. Соперник возил датчан, которые не особенно и сопротивлялись. Игроки рассказывали, что в состоянии стресса Меллер-Нильсен бегал из одного угла раздевалки в другой и что-то очень тихо говорил. Игроки ждали встряску, но вместо нее видели растерянного и неуверенного в себе человека. 

Все закончилось поражением 0:2, уходом из сборной Микаэля Лаудрупа, который сказал, что ему надоел оборонительный футбол сборной Дании: он концентрируется на «Барселоне», где получает удовольствие. Его брат Брайан в телефонном разговоре с журналистом зашел намного дальше.

– Я уважаю Рихарда как человека, но как к тренеру у меня нет к нему никакого уважения. Конечно, не собираюсь в 21 год завершать карьеру в сборной. Я вернусь в команду, но не при Меллере-Нильсене.  

Меллер-Нильсен, открыв газету, не поверил и тут же позвонил по очереди Микаэлю и Брайану. Те повторили примерно то же самое. При этом даже в этих разговорах тренер умудрился не выйти из себя. Закончились они фразой: «Если передумаете, дайте мне знать». 

Датская федерация футбола созвала экстренное совещание, на котором нужно было решить, что делать дальше. Но искать оперативные пути решения ситуации было лень, все считали, что отбор уже не спасти. Функционеры пошли по самому простому пути. Ничего не делать и оставить Меллера-Нильсена в сборной. 

– Я тренер сборной, меня назначили, мне доверили решения, – говорил в спорах с руководителями федерации Меллер-Нильсен.

– Ты – тренер сборной, потому что семь других кандидатов отказались, – отвечали ему.

Миллер-Нельсон проглатывал, шел к себе в каморку, где садился перед маленьким телевизором и по пятнадцать раз пересматривал одни и те же эпизоды с недавних матчей, записанные на VHS-кассету. Пытаясь понять, что на самом деле идет не так.

Затем из команды ушел еще и Ян Хайнце. Случилось это тоже при странных обстоятельствах. Меллер-Нильсен на тренировке отрабатывал новую вариацию состава и поставил на его позицию другого футболиста. На следующее утро Хайнце просто не спустился к завтраку и попросил через соседа по комнате передать тренеру, что его в этой команде больше не будет.

Когда в сборной было уже некому конфликтовать, она выдала хорошую серию в конце турнира, но по дополнительным показателям все равно пропустила на Евро Югославию.

***

Разговоры о том, что югославов могут снять с турнира из-за балканского конфликта, появились ближе к январю. Тогда в Дании пытались понять, что делать со сборной дальше. 58 процентов болельщиков, согласно газетным опросам, хотели видеть главным тренером Мортена Ольсона. 35 – Зеппа Пионтека. Меллера-Нильсена назвали пять процентов опрошенных. Просто потому, что не знали других фамилий. 

УЕФА включило Данию в резерв и попросило команду сохранять готовность на случай чего. Но в январе участие Югославии на турнире официально одобрили, «случай чего» теперь был исключен. Дания ничего больше не ждала. 

Меллер-Нильсена звали на телевидение комментировать матчи датских команд в еврокубках. После одной из трансляций он пригласил комментатора Томми Трельсена к себе домой. Трельсен по секрету сказал, что Брайан Лаудруп очень переживает из-за того, что пропускает матчи сборной, и что он готов вернуться. О Микаэле речь не шла. Он по-прежнему получал удовольствие в «Барселоне». Сделав вывод, что Меллер-Нильсен, как и обещал, не держит большого зла на футболиста, Трельсен посоветовал Лаудрупу позвонить тренеру. В апреле игрок вернулся в команду на товарищеский матч против сборной Турции. 

30 мая УЕФА еще раз оценил обстановку и принял сенсационное решение: закрыть путь на Евро-92 югославам и заменить их датчанами. Меллер-Нильсен узнал эту новость из телевизора. В это время команда обедала на сборе, а Ларс Ольсен показывал фотографии забронированной им виллы на Майорке. Когда Меллер-Нильсен спустился вниз и сказал, что через десять дней им нужно стартовать на Евро, в зале стало тихо. В плохом кино эту тишину обычно взрывают аплодисменты и всеобщие объятия. Но тишина была и через пять секунд, и через пятнадцать. Игроки поднялись со столов и без лишних слов прошли мимо тренера по своим номерам. 

– Поймите, наш сезон был закончен, мы закрыли его, – вспоминает Петер Шмейхель. – Психологически мы были в отпуске. Предстоящий товарищеский матч против СНГ значил что-то только для нашего тренера. 

Датский футбольный союз, как и игроки, был не особо готов ко всему. Решение УЕФА спровоцировало множество проблем. Хотя бы потому, что последний тур национального чемпионата был назначен на 8 июня. То есть чемпионат Дании заканчивался за два дня до старта чемпионата Европы. В клубы было отправлено предписание не препятствовать отъезду футболистов в сборные.

В итоге команда отправилась на турнир в Швецию на пароме и заселилась в отель, где должны были остановиться югославы. 

***

Брайан Лайдруп вспоминает, как на одном из теоретических занятий тренер сказал, что нужно ехать с целью победить, иначе какой смысл тогда вообще все затевать. Этот лозунг, как и большинство других наставлений Миллера-Нельсона, команда восприняла со смехом. За десять дней подготовки тренер сменил настрой и перед матчем со сборной Англии сказал примерно следующее.

– Ладно, просто выходите и не опозорьтесь. Меня устроит, если я увижу, что вы гордитесь, что вы здесь. 



Матч закончился нулевой ничьей. Если у игроков и был хоть какой-то первоначальный запал, то он исчез. Тренер говорил все меньше. Происходящее на тренировках по большей части расстраивало его. Следующий матч против шведов Дания проиграла 0:1. Впереди осталась одна играть против французов, шансы выйти из группы были только математические. Все приготовились ехать домой. Кроме того, команду выбил из колеи звонок полузащитнику Киму Вильфорту от жены. Его семилетняя дочь боролась с лейкимией, во время турнира ей стало хуже. Вильфорт собрал вещи и уехал. Команда была подавлена. 

Но на восьмой минуте матча с французами, которых тренировал Платини и за которых играли Папен, Кантона, Блан и Дешам, датчане открыли счет. А потом, когда Франция отыгралась, неожиданно умудрились вырвать победу. Позже игроки объясняли результат расслабленностью. Говорили, что команде было уже все равно, никто не хотел никому понравиться, не хотел ни с кем налаживать отношения. Всем хотелось домой. 

Ким Вильфорт смотрел игру из Дании. На следующий день он вернулся в Швецию. 

За день до полуфинального матча против голландцев (в турнире участвовало всего 8 команд, сразу после группового этапа начинались полуфиналы) команда ехала на тренировку. Кто-то из задней части салона крикнул.

– Эй, тренер, смотри «Макдональдс». Мы хотим бургеров!

Меллер-Нильсен промолчал. Его ответа никто и не ждал. Через полтора часа команда потренировалась и вновь загрузилась в автобус. На обратном пути, проезжая мимо этого же «Макдональдса», автобус остановился. 

– Нужно поесть, – сказал тренер и кивнул головой к ресторану. 

Тогда некоторые поняли, что этот неуверенный в себе человек, оказывается, страдает из-за всего, что происходит вокруг. И, кажется, пытается все исправить. Правда, публично об этом заговорили только через девятнадцать лет – после смерти тренера. 

***

В матче с Голландией все снова пошло неожиданно хорошо. Датчане открыли счет на пятой минуте, потом пропустили, но снова быстро вернули преимущество. Ближе к финальному свистку мысли об отпуске окончательно ушли. Команда села в штрафной и ложилась под голландские удары. Хенрик Андерсен бросился в подкат в одном из единоборств, а дальше все, кто находился на поле, услышали громкий хруст и пронзительный крик. Коленный сустав Андерсена развернулся в другую сторону (в итоге он пропустил год). Футболисты закрывали лица руками, не понимая, как вообще такое может произойти. 

Через 16 минут (за четыре минуты до финального свистка) Франк Райкард сравнял счет, игра перешла в серию пенальти, которая привела к дуэли Марко ван Бастена и Петера Шмейхеля. Победителем вышел вратарь, который через семь лет будет спасать «Манчестер Юнайтед» в одном из самых крутых финалов Лиги чемпионов.  



По пути в отель автобус со сборной Дании качался из стороны в сторону. Вечером Меллер-Нильсен сделал второй необъяснимый жест: объявил о том, что сегодня в команде официально разрешен алкоголь. За два дня до решающего матча. Отказываться никто не стал. Не то чтобы все надрались, но некоторым явно не хватало свежести на утренней тренировке. 

За день до финала Брайану Лаудрупу позвонил его партнер по «Баварии» и игрок сборной Германии Штефан Эффенберг.

– Поменяемся завтра футболками? – спросил Эффенберг. – И еще: с каким счетом мы вас обыграем? 

В третий раз за турнир датчанам повезло на самом старте матча. К 18-й минуте они вели 1:0, хотя сборная Германии начала 90-х были не слабее нынешней. Там хватало лидеров и кроме Эффенберга: Юрген Клинсманн, Матиас Заммер, Андреас Бреме, Штефан Ройтер. Во второй тайме Петер Шмейхель понял, что атаки голландцев, которые Дания в итоге не выдержала, и атаками назвать нельзя по сравнению с тем, что делали немцы. Шмейхель сделал несколько сейвов, которые через пятнадцать лет попадут в ютюб, соберут там сотни тысяч просмотров и вернут на землю Давида де Хеа, Тибо Куртуа и их ровесников. Защитник Кент Нильсен большинство немецких атак встречал рядом со Шмейхелем, опустившись с позиции центрального защитника на позицию второго вратаря. И однажды ему пришлось выбивать мяч с линии ворот ударом через себя. 

По версии создателей фильма об этом успехе датчан «Лето 92», дочь Кима Вильфорта смотрела этот матч вместе с мамой в больничной палате. Неизвестно, правда ли это, но если так и было, то около десяти вечера девочка увидела в телевизоре, как ее папа забил самый важный гол в истории датского футбола, после которого немцы уже не смогли взять себя в руки. Через несколько недель девочка проиграет в борьбе с лейкемией. У Вильфорта останется сын Миккель, который начнет футбольную карьеру, но продержится на профессиональном уровне три года. 

После финального свистка Брайан Лаудруп вспомнил предматчевый телефонный разговор, стал искать глазами партнера по «Баварии», но увидел только мелькнувшую на входе в подтрибунные помещения эффенберговскую спину.  

***

В чемпионской раздевалке датчан происходило примерно то же самое, что происходит в раздевалках в подобных случаях. Разве что алкоголя было чуть больше. Игроки взяли на руки Меллера-Нильсена и зачем-то потащили его в душ, где намочили тренера под струей воды и стали подбрасывать вверх. Кажется, никто из футболистов тогда не задумался о том, что они впервые видят, как Меллер-Нильсен смеется. 

Да и на следующий день никто тоже не задумался. 

Текст: Павел Тихонов

Фото: Getty Images