24 часа гонок в виртуальной реальности. Что из себя представляет симрейсинг

24 часа гонок в виртуальной реальности. Что из себя представляет симрейсинг
Фото: © RaceRoom Russia
«Матч ТВ» пообщался с членом команды RaceRoom eRacing Team Russland по виртуальному автоспорту Егором Огородниковым.

Из интервью вы узнаете:

  • Сколько зарабатывают пилоты в симрейсинге;
  • Как проходит гонка «24 часа Ле-Мана» в виртуальной реальности;
  • Почему Ландо Норрис и Макс Ферстаппен в почете у фанатов дисциплины;
  • В чем преимущества симуляторов.
Смотреть на YouTube

— Расскажите подробнее о симрейсинге (гонки в автомобильных симуляторах. — «Матч ТВ»).

— Со стороны это все очень похоже на киберспорт: есть турниры внутренние, международные. Сами соревнования проходят при помощи компьютерной техники, в видеоиграх. Если говорить о форматах гонок, то тут все близко к реальному автоспорту: заезды на выносливость, спринты, на время. 

— А в каких играх проходят ваши гонки?

— Есть несколько гоночных серий, которые официально поддерживают свою виртуальную часть. Например, у «Формулы-1» игра F1 от Codemasters, WTCR мирового туринга — это RaceRoom. Примеров много, главное, что все официальные игры напичканы практически 100-процентно лицензированным контентом: трассы, машины, детализация.

— Гонки в виртуальной реальности вообще популярны?

— Симуляторы давно используются профессиональными гоночными командами в качестве помощников. С недавних пор это это приобрело массовый характер — популяризацией в основном занимаются действующие пилоты. Они на своем примере показывают, что такое симрейсинг, а человек, сидящий за компьютером, смотрит и думает: «А я ведь могу попробовать посоревноваться с ними». Ландо Норрис и Макс Ферстаппен в перерывах между этапами Гран-при постоянно катаются на симуляторах и транслируют это в Интернете. Норрис отмечает, что виртуальные гонки помогают ему сохранять форму, поскольку симулятор действительно похож на реальность.

— Но ведь физическая нагрузка не симулируется…

— По факту — да. Есть установки, имитирующие дорожную поверхность: поребрики, неровности трассы, наклон подъема — все это передается при помощи мощной гидравлики в кресло пилота симрейсинга, но перегрузок, которые испытывают настоящие гонщики, конечно же, нет.

Однако пилотам нравится виртуальная составляющая, она им реально помогает. Автоспорт — сложная штука. Чтобы пройти тесты на трассе, нужно везти туда целую команду, а симуляторы облегчают процесс. Настоящий пилот не может за один день попробовать себя на разных трассах в непривычных условиях в реальном мире. На выручку всегда приходят симуляторы.

Смотреть на YouTube

— Как обстоят дела с симрейсингом в России?

— Первые вспышки развития виртуального автоспорта в России произошли, когда Sony пришла с проектом GT-академии в 2012 году. Они провели несколько сезонов, завершили свою программу, после чего наступило затишье. Народу понравилась дисциплина, но не было людей, способных как-то развить ее или полноценно «привезти» в Россию.

Несколько лет назад с появлением RaceRoom в России все-таки началась активная фаза развития симрейсинга. Porsche провел свой турнир, подключились другие крупные организации… Постепенно появилась своя аудитория, росло как количество участников, так и число зрителей.

— А за рубежом?

— Там с этим намного лучше. Например, несколько лет назад в Германии симрейсинг признали реальным автоспортом, что привлекло крупные фирмы. Компании стали набирать в штат людей, гоняющих в автосимуляторах.

Там проводят региональные соревнования, в том числе и мирового уровня. У каждой игры есть свой официальный мировой турнир. Интерес настолько высок, что отдельные компании, не имеющие отношения к автоспорту, своими силами устраивают собственные соревнования.

— Что касается призовых, в турнире с каким самым большим фондом вы участвовали?

— Le Mans Esports Series, чьи соревнования приурочены к старейшей гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана». Призовой фонд турнира составил 100 тысяч евро. Соревнования проходили во Франции за день до старта главной гонки на той же трассе.

https://twitter.com/LeMansEsports/status/1217536268051021825?s=20

— Только не говорите, что ваша гонка тоже шла 24 часа.

— Да, все по-взрослому. Формат такой: сам турнир шел сутки, в него входило несколько гонок по 3-4 часа каждая. А между ними нам давали всего 30 минут на отдых. А еще несколько часов до самой гонки шла квалификация.

— То есть вы пришли, сели за руль и практически без перерывов катались 24 часа?

— Нет, как и в оригинальной гонке, в Le Mans Esports Series соревнуются экипажи, в каждый из которых входит по три пилота. Участник проезжает свой отрезок, а потом освобождает место для партнера.

— Поспать успевали во время перерыва?

— Получалось, да. Считаю, что именно с этим аспектом гонки мы справились хорошо, чего нельзя сказать об общем итоге. На старт гонки вышло 12 экипажей, к финишу мы пришли одиннадцатыми.

— Остальные были намного сильнее?

— Наши конкуренты попали на «24 часа Ле-Мана», преодолев мировую квалификацию. Отбор шел шесть месяцев: команды выступали, набирали очки, и лучшая десятка приехала на финал во Францию. Еще два коллектива получили приглашения — мы были одним из них. В России провели специальный отбор, по итогам которого определили четырех лучших пилотов: трое в основном экипаже + резервный пилот.

— На саму большую гонку остались потом?

— Мы ездили на «Ле-Ман» с SMP Racing — их команда участвовала в гонке. Нам дали доступ в боксы, паддок. Чтобы проще было ориентироваться, команда выделила нам своего резервного пилота, который работал с нами и сильно помогал, рассказывая внутреннюю кухню.

Все было рассчитано так, что когда наши соревнования закончились, призеров вывели на настоящий пьедестал «Ле-Мана», наградили, а уже через несколько часов началась церемония открытия «24 часа Ле-Мана».

— Ваша гонка как-то отличалась от оригинальной или все по канону?

— Преимущества симулятора в том, что возможности практически неограниченны, — можно поставить любые погодные условия, класс автомобилей, трассы. Организаторы Le Mans Esports Series сильно постарались, чтобы наша гонка была интересна зрителям. Они провели и нас, пилотов, и зрителей через всю историю «Ле-Мана». Начинали мы на старых машинах 20-х годов, ездили по старой конфигурации трассы. В нашу версию «24 часов» вошло девять гонок, каждую из которых мы проводили на автомобилях разных эпох и классов.

— В оригинальной гонке на трассе соревнуются машины сразу нескольких классов. Вы тоже выбирали, в каком сражаться?

— В нашем случае все было немного проще. Каждая гонка начиналась на автомобиле новой эпохи, но класс для всех был одинаковым. Так проще определить сильнейшую команду чисто по навыкам езды.

Это событие стало самым ярким в моей карьере. Сложно подобрать слова, чтобы описать. Насколько круто было находиться там! Особенно, если учесть, что я обожаю гонки на выносливость. Круто было побывать в месте, где по сути начинался автоспорт, стать небольшой частью этой гонки.

— Много ли крупных турниров проходит ежегодно?

— Соревнований очень много. Не уверен, что чисто физически возможно участвовать везде. Я стараюсь по максимуму, но в первую очередь делаю упор на внутренние турниры в России. Пусть на них призы порядком ниже, но меньше и конкуренция, а подтверждать уровень нужно победами. Да и помогать развитию симрейсинга в стране тоже нужно: чем больше будет аудитория, тем жирнее станут призы.

— Как дела обстоят с денежными призами в России?

— У нас здесь такая практика: награды не только в денежном эквиваленте. Например, шел отбор в России на международный турнир в Малайзии. Два лучших пилота российского отбора подписали контракт и полетели за счет организации. Как и в случае с «Ле-Маном», этот турнир был приурочен к гонке на «Сепанге» в рамках WTCR Race of Malaysia 2019.

А если говорить о деньгах, у нас есть онлайн-лига по «Ф-1». В прошлом сезоне призовой фонд там был 150 тысяч рублей, а в этом году планировали увеличить до 300.

— Позволяет ли вам увлечение симрейсингом не работать?

— Да, можно так сказать. Виртуальный автоспорт позволяет мне находиться на плаву. Не скрою, я был бы в лучшем финансовом положении, если бы работал, но ставка была сделана на симрейсинг. Считаю, что нужно еще немного подождать, и ситуация станет лучше. Мы видим, как развивается CS: GO и Dota 2, как там выросли зарплаты и призовые. Не говорю, что симрейсинг поднимется до того же уровня, но тенденция роста есть. Особенно греют мысли о безоблачном будущем зарплаты, которые получают пилоты примерно моего уровня в Европе.

Фото: © RaceRoom Russia

— Сколько же они зарабатывают?

— Вот у них там действительно зарплаты, позволяющие не работать и чувствовать себя спокойно. От 500 евро в месяц получает пилот, находящийся на контракте. Причем от него не требуют постоянных побед. Если говорить о топовых представителях, у них зарплаты еще выше.

И не сказать, что занятость европейских пилотов высока. От них требуют показывать свой уровень и быть готовым к выступлениям, но не насилуют постоянным пребыванием на базе и оттачиванием мастерства на глазах у руководителей.

— Имеет ли значение выбор автомобиля в симрейсинге?

— Учитывая, что по миру проводят турниры внутри разных гоночных серий, надо быть готовым ко всему. Чем больше у человека опыта на автомобилях разного класса, тем легче будет подстраиваться под конкретные турниры. Бывают соревнования, которые проводят в мультиклассе (можно выбирать то, что удобнее). В таких гонках мы склоняемся к кузовным автомобилям, но не отказываемся и от «формул», прототипов и медленных гражданских автомобилей. Практика показывает, что на высоком уровне не все решается при выборе автомобиля, скорее, это вопрос адаптации к его поведению. Если гонщик умелый и опытный, много времени на адаптацию ему не понадобится.

Техника прохождения трассы, конечно, будет отличаться в зависимости от выбора машины. Думаю, за три года выступлений я сумел набраться опыта, позволяющего мне чувствовать себя уверенно на автомобилях любого класса.

— Как у вас обстоят дела с аркадными гонками? Или вам уже не до них?

— Есть мнение, что профессионалу будет легко в непрофессиональной обстановке. Но это не совсем так. В аркадных гонках по типу Need For Speed автомобили ведут себя нелогично, не так, как в реальности. Приходится ломать себя и постоянно поступать так, как не стал бы, находясь за рулем в симрейсинге или на реальной дороге. Но профессионал на то и профессионал: если есть руль и педали, он обязан суметь овладеть техникой прохождения трассы в любой игре.

Кстати, все те же соревнования «24 часа Ле-Мана» проходили в одной из самых простых гоночных игр — Forza Motosport.

Смотреть на YouTube

— Настоящие гоночные автомобили периодически ломаются, в том числе и из-за столкновений. Как с этим обстоят дела в симрейсинге?

— Симулируется абсолютно все: расход топлива, износ шин, повреждения, перегрев тормозов и двигателя. Все немного даже жестче, чем в реальном автоспорте, потому что цифровая реальность отслеживает точное положение автомобиля до миллиметра. Например, если во время гонки твоя машина вылетела за пределы трассы, то без всяких судей и повторов ты получишь штраф. Искусственный интеллект не разбирается, кто прав, а кто виноват во время столкновения. Наказание получают все участники. Но есть и настоящие судьи на чемпионатах. После гонки команда подает протест на инцидент, он рассматривается комиссией, после чего штрафные санкции могут быть сняты или наоборот начислены.

— Вы разбивали автомобиль во время турнира?

— На оффлайн мероприятиях такого еще со мной не было. Удается правильно себя настраивать, чтобы довозить машину до финиша, на призовые места. Но как-то мы разбили авто во время 24-часовой онлайн-гонки — продержались всего 4 часа. Автомобиль не то, чтобы прям разбился… Игра ведь симулирует не только повреждения, но и ремонт. У нас оставалось 20 часов до финиша, и на ремонт мы потратили 25 минут. Для того, чтобы догнать соперников, нужно было выигрывать у них по 2 секунды на каждом круге. Но машина была восстановлена не полностью, что сказалось на ее ходе. И мы не то чтобы отыгрывать, мы стали еще и проигрывать несколько секунд с каждого круга. Поэтому приняли решение не продолжать гонку.

— Физически не устаете во время гонок на выносливость?

— Перед каждым своим отрезком обязательно делаю разминку. Потому что приходится ехать полностью сконцентрированным 2-3 часа подряд. Шея, спина затекают. Сложно представить, что ощущают настоящие пилоты в реальных болидах.

— В повседневной жизни водите?

— Даже прав нет.

— В чем видите плюсы симрейсинга?

— Благодаря этому увлечению я общаюсь с настоящими пилотами. И в «Ле-Мане» и в «Малайзии» нам выделяли резервных пилотов, с которыми мы разговаривали почти на одном уровне. Мы ведь и сами много чего знаем о поведении автомобиля благодаря симуляторам. Этот факт сильно вдохновляет. До знакомства с симрейсингом автоспорт мне казался очень далеким, дорогим и недоступным явлением. Но, имея дома не самое дорогое оборудование, можно действительно почувствовать себя настоящим пилотом.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.