Опасные полеты в Чечне, воздушная битва с орлом, чемпионат Европы. История ТВ-оператора, который стал спортсменом-парапланеристом

Опасные полеты в Чечне, воздушная битва с орлом, чемпионат Европы. История ТВ-оператора, который стал спортсменом-парапланеристом
Турция / Фото: © Личный архив Евгения Левковца
Евгений Левковец рассказал сайту «Матч ТВ» о том, как научился летать.

В этом материале:

Фото: © Личный архив Евгения Левковца

О себе

— Мне 31 год. Я родился в Минске. Сначала получил образование инженера сетей телекоммуникаций радио и телевидения, немного поработал по этой специальности. Понял, что мне больше нравится снимать. Отучился заочно на оператора. Начал работать на белорусском телеканале. Через год попал в президентский пул. Немножко поездил с Лукашенко по разным командировкам. Затем мне написал приятель: «Завтра на НТВ нужен оператор. Сможешь приехать?» Я сел в машину и поехал. Так и остался в Москве на 8 лет. Поработал на разных телеканалах, снимал сериалы.

Сейчас мы с женой живем в Германии. Мы года три планировали этот переезд, долго готовились, учили язык. Переехали из-за работы жены. Она — хирург-травматолог. (Да, очень удобно для парапланериста иметь жену-травматолога.) В течение года Вита ездила по разным практикам в Германию, нашла клинику, которая ей нравится. Теперь у нее все хорошо. Во время пандемии у нее сначала было меньше работы, так как всю больницу переделали под борьбу с вирусом, а ее плановые операции перенесли. Затем стало как обычно. Она работала в том числе и с коронавирусными пациентами. Жалуется, что на работе приходится постоянно ходить в маске. Маска очень плотная, полностью прилегает к лицу и давит на уши. В конце рабочего дня от нее начинает болеть голова. Она мечтает поскорее снять эту маску и работать как раньше.

Германия / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

— Я работаю стрингером (оператор-фрилансер) для российских телеканалов. Например, последний заказ был для программы «Жди меня». Также фотографирую, делаю семейные съемки. У немцев иногда бывают странные съемки. С такими я за 10 лет занятий фотографией раньше не встречался. К примеру, пишут: «Хочу купить подарочный сертификат для своего мужа, у которого старая машина. Нужны фотографии не мужа в машине, а просто машины отдельно».

О занятиях парапланеризмом

— В июле 2013 года мы путешествовали по Европе на автомобиле. Во время поездки у меня был день рождения. Мой приятель подарил мне в Швейцарии полет на параплане. Я тогда даже не знал, что такое параплан. Думал, что это треугольная штука. Полет должен был длиться 20 минут, но завершился минут через 5-7. Тогда я не знал, почему так быстро. Сейчас понял, что пилот вообще рисковал. Мы сели за пару минут до начала грозы.

Несмотря на короткий полет, мне понравился парапланеризм. Я решил найти, где можно этому научиться. Оказалось, что школы есть в Москве. Только летаешь не с гор, а на равнине с помощью лебедки. Меня это невероятно увлекло. Я начал ездить в разные летные места: в Турцию, на Кавказ, в Непал, в Европу. Все свободное время посвящал этому занятию. По выходным сперва был помощником инструктора, затем меня сделали младшим инструктором, после стал учить наравне с другими. Начал катать людей в тандеме.

Тенерифе / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

— Мне очень нравится летать в тандеме. Ты даришь человеку радость полета. Все приземлившиеся люди — всегда счастливые. На популярность тандемных полетов сильно повлиял фильм «1+1». Когда я работал в Москве, люди первым делом вспоминали эту картину.

Есть люди, которых я не возьму с собой в полет. Во-первых, если у человека будет много лишнего веса. Во-вторых, если увижу, что он ходит с трудом. Для взлета на параплане нужно сделать несколько шагов, иногда пробежаться. В это сложно поверить, но есть люди, которые не могут это сделать. Им тяжело пробежаться, особенно в стрессовой для себя ситуации и с надетой подвесной системой, которая немножко сковывает движения.

Моя цель — это работать в индустрии, летать в тандеме, дарить людям радость полета. Я перенимаю эмоции людей, с которыми лечу. Вместе с ними приземляюсь счастливым.

Тенерифе / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

— В Германии все мои российские лицензии оказались недействительными. Пришлось переделать все документы. Хорошо, что не нужно было заново учиться, а только получить подтверждение. Я уже почти все сделал кроме лицензии инструктора. Когда ее оформлю, то смогу работать в какой-нибудь парапланерной школе и учить людей. То, чем я занимался в России.

Я живу на севере Германии, на границе с Голландией. Здесь совсем нет гор, все плоское. Летаю с небольших травяных склончиков у моря или с помощью лебедки, занимаюсь наземной подготовкой. Один-два раза в месяц езжу на юг страны, в Австрию или дальше. Во время карантина все полеты были закрыты, но можно было заниматься спортом. Я бегал по улице, а потом увидел, что на море начали гонять кайтеры. Подумал, почему бы мне не позаниматься, так как параплан и кайт никто не отличит. В результате продолжил свои тренировки.

О полетах в Чечне и битве с орлом в Непале

— У меня есть друзья, которые попадали в шквалы, залетали в роторные зоны, плохо садились, повреждая ногу. У меня пока такого, слава богу, не было. Не попадал в погодные условия, с которыми невозможно было справиться. Была ситуация, которая запомнилась надолго. Мы поехали разведывать летные места в Чечню. Я абсолютно нормально приземлился на горной дороге, начал собирать параплан и ждать, когда приятель спустится на машине и меня заберет. Вдруг подъезжает черная тонированная Camry. Из нее выходят бородатые ребята с автоматами «Калашников». Идут в мою сторону. Думаю: «Все! Прилетел…» Они подходят ко мне и говорят: «Дорогой, так красиво! Как научиться?»

Когда летал в Непале, на меня в воздухе напал орел. Мне рассказывали, что обычно они не нападают, но есть исключения: если это молодая птица и если ты находишься близко к гнезду. Я набирал высоту в термическом потоке, и рядом парил орел. Затем вижу, что он начал подлетать близко и пытаться приземлиться на крыло. Естественно, у него это не получалось, так как крыло мягкое. Он стал выпускать свои когти, хватать параплан и вырывать кусочки. Я вспомнил, что мне советовали громко кричать «кар!», но это не помогало. Тогда развернулся и полетел в другую сторону, чтобы он от меня отстал. Орел еще какое-то время меня преследовал, а затем улетел. Я приземлился без проблем, но с тремя большими дырками в крыле. Конечно, было жалко, потому что параплан достаточно дорогая штука.

Давос / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

— Сейчас крыло стоит от 2,5 до 3 тысяч евро. Плюс к нему идет подвесная система. Это где-то 700-1000 евро. А также запасной парашют: 600-700. Еще добавляем всякие приборчики, шлемы, специальную одежду и получаем стоимость простой иномарки. Когда я переезжал в Германию, у меня было три параплана: один для маршрутных полетов, другой для акробатики и третий для точности посадки. Тот, что для точности, мне дали бесплатно как спортсмену.

Парапланеризм — это спорт, в котором первую очередь важна ментальная подготовка. Полет — это не то, что мы делаем каждый день. К этому состоянию надо привыкнуть, уметь трезво мыслить в воздухе. Здесь нет времени для паники. Что касается физической подготовки, то тебе не нужно быть качком. Достаточно быть в состоянии спрыгнуть с табуретки. Но важно держать себя в форме. Как показывает личный опыт, чаще всего травмы получают люди с лишним весом.

Об участии в соревнованиях

— Примерно 4 года назад я увлекся точностью посадки. В результате попал в белорусскую сборную для участия в чемпионате Европы-2018, который проходил в Словении. Понятно, что на первые места я не рассчитывал. По результатам чемпионата Европы я стал вторым в белорусском рейтинге.

Затем я продолжил участвовать в соревнованиях на точность посадки, но не мог уделять этому столько же времени, сколько раньше. Переключился на другую дисциплину — кросс-кантри. В ней пилот на параплане преодолевает длинные дистанции: 50, 60, 100 и больше километров. Начал летать маршрутные соревнования и познакомился с российской сборной, которая участвовала в X-Alps.

Швейцария - Франция / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

— X-Alps — это вершина для пилота. Даже побыть в команде на этих соревнованиях — уже здорово. Суть гонки заключается в том, что тебе надо преодолеть 1138 километров пешком и на параплане через Альпы от Зальцбурга до Монако. Российская сборная взяла меня в качестве фотографа. Это был очень классный опыт. Я проделал тот же путь, что и пилот, но только упрощал себе задачу. Ему нельзя было пользоваться автомобилем. Он начинал подниматься в гору с пяти утра. Я же там, где была возможность, забирался вверх на машине, потому что мое оборудование было тяжелее. Это было лучшим приключением в 2019 году.

После X-Alps я захотел тоже поучаствовать в этих соревнованиях. Но туда невозможно попасть сразу. Нужно обязательно поучаствовать в подобных гонках. Я зарегистрировался на несколько гонок, начал ходить в зал, бегать. В этом году было запланировано 3 подобные гонки, но, к сожалению, одна из них, на Пиренеях, была отменена из-за пандемии коронавируса. Зато в августе должна состояться самая красивая гонка Dolomiti SuperFly. Сейчас изучаю всякие треки, смотрю, как люди летают и прокладывают маршруты, собираю команду.

Австрия / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

— Пилоту очень нужна команда на земле на таких соревнованиях. Гонка длится неделю. Обязательно нужен человек, который будет планировать маршрут спортсмена и изучать погоду. Потому что спортсмен постоянно летит, бежит, идет, и ему сложно за всем этим следить. Очень важно иметь опытного водителя, который хорошо ездит по узким горным дорогам и умеет пользоваться навигационными программами, может по трекеру спортсмена определить его местонахождение. Обычно пилоты берут на такие соревнования большие машины-кемперы. Но у меня таких денег нет. Будем ночевать в универсале.

Мне очень нравится эта дисциплина. Иногда улетаешь достаточно далеко. Например, недавно в Голландии пролетел 80 километров. Это приличное расстояние. Полет длился 3,5 часа. Затем тебе нужно вернуться. И эта обратная дорога занимает 5-6-10 часов: пешком, на машинах и поездах. Эти возвращения мне тоже нравятся. В Грузии я залетел в соседнюю долину. Шел пешком 12 километров через какие-то водопады. Выяснилось, что это было туристическое место, но так как там нет нормальной дороги, то туда мало кто доходит. А на параплане мне случайно удалось на них посмотреть.

Бонус. Топ-5 мест для полетов на параплане

— Сразу хочу сказать, что много где не был. Поэтому мои места могут не совпадать с местами более опытных пилотов.

1. Чегем

Чегем / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

2. Швейцария

Швейцария / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

3. Австрия

Смотреть на YouTube

4. Тенерифе

Тенерифе / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

5. Непал

Непал / Фото: © Личный архив Евгения Левковца

Читайте также: