Почему летний чемпионат России по лыжным гонкам остался без телепоказа. Колонка Вероники Степановой

Почему летний чемпионат России по лыжным гонкам остался без телепоказа. Колонка Вероники Степановой
Фото: © Личный архив Вероники Степановой
Классические вопросы: кто виноват и что делать?

Очень уважаемые, известные всей стране люди сочли нужным высказаться относительно непоказа гонок летнего чемпионата России по лыжным гонкам в Тюмени на этой неделе. Непоказа по федеральным телеканалам с большой аудиторией.

Разумеется, я не посвящена в детали, да мне и не положено — я актер, а не режиссер, продюсер или «прокатчик» этого шоу. Но мнением своим — как непосредственный участник и лицо заинтересованное — с вами поделюсь.

Начнем с того, что честно признаем: по уровню интереса аудитории летний чемпионат в Тюмени даже близко не сравнится с зимними этапами Кубка мира, в которых мы участвовали.

«Матч ТВ» — не благотворительная организация. Они показывают то, что привлекает зрителей. И колонку эту мне предложили вести не потому, что я белая и пушистая, и не потому, что мне нравится их ведущая передача «Есть тема!». Нет, «Матч ТВ» решает через сотрудничество со мной свои задачи. Какие — руководство канала лучше расскажет. Но каждый месяц мы подробно разбираем количественные и качественные показатели моих скромных околожурналистских трудов: охват аудитории, цитирование и так далее. К чему это я? Да к тому, что пока цифры заказчика удовлетворяют, затраты соответствуют результатам — со мной сотрудничают. Перестанут — найдут другую медийную спортсменку, возможно, лыжницу — у нас много талантов. Это бизнес, и это нормально.

Та же самая история с показом лыжных гонок в эфире любого телеканала. Если прогноз аудитории печальный — кто будет показывать, зачем?

Еще раз — у меня нет доступа к внутренней кухне, но всем известное агентство Nielsen регулярно публикует цифры просмотров гонок Кубка мира. Россия в последние пару сезонов, с тех пор как лыжи вернулись на «Матч ТВ», в лидерах. Под миллион зрителей, лучшие гонки с Большуновым — под три миллиона «глаз». Наверное, эти цифры телеканал устраивают, спросите.

Александр Большунов / Фото: © РИА Новости / Алексей Филиппов

Я оцениваю количество настоящих фанатов лыжных гонок у нас в стране примерно в 150-200 тысяч человек. Речь не о тех, кто сам выходит пробежаться на лыжах по снежку, таких в разы больше, к счастью. Речь о болельщиках, о тех, кто интересуется выступлениями профессионалов, обсуждает на форумах и в соцсетях результаты, технику и тактику. Может быть, цифра занижена: мне вот любопытно, кто те люди, что смотрят «в одной соцсети с упором на визуальный контент» записи наших гонок прошлого сезона? Одних просмотров финиша эстафеты в Лиллехаммере там под полтора миллиона в общей сложности. Причем цифры растут — продолжает народ даже сейчас пересматривать, десять месяцев спустя.

Записи, кстати, все «пиратские» — и я еще к этому вернусь в другой раз.

Сколько зрителей будут смотреть прямые трансляции бега на лыжероллерах? В условиях, когда лыжи из спортивного медийного фона с марта практически выпали. Пятьдесят тысяч зрителей? Сто? А еще я подозреваю, что купить телеправа на этап Кубка мира с Большуновым и Непряевой куда дешевле, чем организовать телетрансляцию самим.

Можно сколько угодно биться в комментариях в тех самых соцсетях, утверждать, что кто-то что-то кому-то должен и даже обязан. Но пока, мне кажется, «цифры не бьются» никак.

Все пропало? Да ничего не пропало, надеюсь, наоборот, все только начинается. Просто всем надо посмотреть и поучиться у лучших в этом смысле.

Вот лыжероллерный и биатлонный Blink в Норвегии смотрят по телевидению даже лучше, чем этапы Кубка мира. У них в этом году рекорд телеаудитории был, о чем мне сообщили с гордостью организаторы (да, у меня с ними хорошие отношения были и остались). Но там и подход совсем другой — они изначально делают шоу с элементами соревнований. Приглашают тех, кого сами выбирают. Клебо туда не ездит — мне кажется, они его райдер позволить себе то ли не могут, то ли, что более вероятно, не хотят. Все остальные мировые звезды там, как правило.

Фото: © FIS

Но дело не в количестве олимпийских призеров, а в том, что там не «старт — финиш — всем спасибо», а действо с ведущим-конферансье, длинными спланированными интервью и, главное, поп-концертами до и после гонок. Я такое себе слабо представляю пока на «Жемчужине Сибири».

Самое важное: бюджет Blink более 20 миллионов крон, это 125 миллионов рублей, в основном от спонсоров соревнований. Эта связка железно работает: вы нам деньги, а мы вам показ всех ваших логотипов по национальному каналу в привязке к любимым звездам спорта. Кстати, маленький секрет: личные спонсоры норвежских лыжников тоже настаивают на их участии и, по возможности, победах на Blink. Именно за рекламу через победы деньги-то и идут. Это не всегда гладко проходит, Нортуг в этом году публично ругал норвежских сборников за пассивность и непонимание, но в целом работает.

Если мы, спортсмены, хотим показа на федеральном канале в России, надо думать, как привести спонсоров, готовых оплатить организацию и показ. Мое глубокое убеждение — это прежде всего повседневная работа самих атлетов.

У коллег из MMA и тенниса же получается сделать свой спорт востребованным через поддержание личного интереса публики. И не только у мировых звезд — посмотрите, какие красавчики в футбольной Медиалиге играют! Сколько там чемпионов мира и Олимпийских игр в составах команд, напомните мне? Но их смотрит куда больше народа, чем лыжные гонки. И будет смотреть, если мы не изменим отношение к пиару и продвижению себя, любимых. 

Читайте также: