Кому нужны спортивные санкции против России? Колонка Вероники Степановой

Кому нужны спортивные санкции против России? Колонка Вероники Степановой
Фото: © Личный архив Вероники Степановой
Иностранным партнерам на самом деле важно, чтобы мы вернулись.

Томас Бах на прошлой неделе дал интервью немецкой газете Bild. Меня впечатлило, как босс МОК умудряется обозначить в одном и том же разговоре две противоположные вещи. С одной стороны, «политические бойкоты ни к чему не приводят». С другой — «мы не рекомендуем пока допускать к международным соревнованиям спортсменов из России и Белоруссии». 

Поразмыслив, я поняла, что в этих двух цитатах одного и того же топового функционера — суть современного спорта. 

Бах прекрасно помнит, что чуть ли не три четверти всех доходов МОК сегодня приносят контракты с американскими фирмами. Из них самых главные — на медиаправа с NBC Universal (медиаправа в США) и Discovery Communications (медиаправа практически во всех странах Европы. Да-да, права показа Олимпиад в Европе у американцев, вы не знали?). 

При этом бОльшая часть стран планеты никаких санкций против России не вводила и их не поддерживает — включая отстранение россиян и белорусов. Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, все арабские страны как сотрудничали, так и сотрудничают, а рекомендации МОК хоть и выполняют, но явно без энтузиазма. Если бы вопрос по спортивным санкциям вынесли на голосование среди членов МОК, то результат Западу вряд ли понравился бы.

Фото: © Личный архив Вероники Степановой

Вот такая позиция лидера мирового спорта, пытающегося усидеть на двух стульях, очень характерна. Я не могу и не буду говорить о том, что творится в других видах спорта, но в лыжных гонках вижу следующее: «Знаете, как только МОК даст отмашку, мы будем рады видеть вас снова». И на это есть масса объективных причин.

Меня очень интересует все, что касается связи телевидения и спорта. Позвольте повторить: МОК получает большую часть дохода от продажи медиаправ, а мировые лыжные гонки живут за счет ТВ. Цифры более-менее открыты. Больше всего абсолютная аудитория в России, Германии, Норвегии, Швеции и Финляндии, в таком порядке. Что у гонок Кубка мира, что у чемпионата мира с Олимпиадой.

Российские деньги они потеряют в случае нашего недопуска точно — я не могу себе представить «Матч ТВ», транслирующий соревнования без Большунова и Непряевой. Скандинавская аудитория наверняка уменьшится тоже — это не я, а мои контакты на тамошних телеканалах говорят, причем с уверенностью. Все это относительно быстро ударит по доходам, а организаторы соревнований даже сейчас не всегда покрывают затраты.

Далее. Россия — крупнейший рынок лыжного инвентаря, причем во всех сегментах — дорогом, среднем, «популярном». Все продвижение, весь маркетинг завязан на телевизионную картинку. Многие из вас, это сейчас читающих, видели нас с радостными лицами на подиумах. С радостными лицами — и «подиумными» лыжами/палками от технических спонсоров. Эта часть программы абсолютно обязательна для нас!

Работает это в качестве рекламы или нет — вам лучше спросить у самих спонсоров. Заодно можете узнать кто, с их точки зрения, должен выигрывать гонки. Думаю, не ошибусь, если скажу: «Россия, Норвегия, Швеция». Так это работает. Люди в России хотят покупать лыжи «как у Непряевой», а не «как у Фриды Карлссон». Если совпало — вообще прекрасно, во всех странах купят. И вот представьте, что вы производитель и вам главный рынок «отрубают» практически во всех смыслах: по рекламе, по поставкам. Будете вы заинтересованы в скором снятии санкций или станете гордо смотреть, как ваш бизнес рушится?

Что касается соперников, я готова представить, что многие из них в глубине души радуются нашему отстранению. И не столько по политическим мотивам, сколько по материальным. Лыжи — не футбол, призовые на этапах Кубка мира играют очень большую роль почти для всех, кроме Клебо и той же Карлссон, у которых рекламные контракты на сотни тысяч евро. Для остальных 5000, 10 000, тем более 15 000 евро за подиум — это большие деньги. Которые вдруг станет завоевать легче — особенно у мужчин, где в прошлом году на некоторых гонках в десятке бывало по пять человек из России. 

Но даже они понимают, что это не надолго, потому что финансирование затем опять упадет. Еще раз: Россия слишком важный рынок для всех. Ну, и для настоящего атлета радость доставляет побеждать только в споре с сильнейшими. Я вот много раз думала — одолела бы я в Пекине Хайди Венг на последнем этапе или нет? Увы, Хайди туда из-за ковида не попала, но я очень хочу все-таки встретиться на лыжне — желательно, на последнем этапе эстафеты.

И последнее — и об этом мне уже десятки, если не сотни людей с Запада написали, наверное, эти мысли там особенно в ходу. Если европейские страны продолжают покупать и потреблять российские газ, нефть, зерно, удобрения, металлы и так далее, почему наложен запрет на развлечения с участием российских спортсменов? Есть такое популярное выражение в английском: hypocrisy much (не слишком ли много лицемерия)?

Читайте также: