«Перед стартом в Майами видела акулу». Лучшая яхтсменка России, которая ведет за собой сборную в Рио

Пережить шторм в море, догнать кенгуру и не замерзнуть в ледяной воде – Стефания Елфутина рассказала «Матч ТВ» о том, как стала лидером сборной России по парусному спорту.

Стефании всего 19. Но она дважды становилась чемпионкой мира среди юниоров и побеждала на престижной Мельбурнской регате. А за месяц до Олимпийских игр выиграла бронзу на взрослом чемпионате Европы. В Рио она тоже может завоевать медаль. В российском парусном спорте такого не случалось ровно 20 лет. Специально для «Матч ТВ» девушка выбрала самые яркие кадры из своего инстаграма* и отметила главные точки на карте мира.

Анапа

– Я начала заниматься в 6 лет. Но первые два года в море меня вообще не выпускали – была очень маленькая и легкая, не смогла бы доску задавить и с парусом справиться. Это сейчас ребенка можно и в три года на воду поставить, а у нас таких парусов не было. Какие-то теоретические занятия проходили на яхточках и катамаранах, тренер объяснял, как работает ветер. Но большую часть времени проводили в ангаре. Всегда было, что пошкурить и покрасить.

Первые серьезные соревнования были в Анапе, кажется, в 2007 году. Очень переживала.

Вспомнила этот момент уже на взрослом чемпионате мира. Я довольно неплохо стартовала и после квалификации была в первой пятерке. Но на меня подали протест и дисквалифицировали с одной гонки. В итоге скатилась на 27 место. Было довольно тяжело: столько работала – и все зря. А потом мне на глаза попалась эта фотография. Она меня зарядила. Я же с самого детства мечтала о том, чтобы выступать на чемпионатах мира, и сдаваться так просто не имею права. Это мне очень помогло. Да и соперницы на меня уже не обращали внимания – подняться с 27 места даже на 10 практически невозможно. У меня в итоге получилось закончить гонку пятой.

Майами

– Это Винвуд, очень крутое место в Майами. Весь район разрисован граффити. У меня несколько фотографий со стенами, но эта – любимая. Когда увидела эту акулу, просто не могла от нее отойти.

С живыми акулами близко пока не сталкивалась. Если честно, мне кажется, на соревнованиях это практически невозможно. Мы гоняемся в заводи, там достаточно мелко, плюс всегда очень шумно. Катера, яхты, доски – все это их отпугивает.

Хотя в этом году была одна история. В Майами мы достаточно долго сидели на берегу и ждали гонку. Был сильный ливень, просто смотрели на море – а там такой плавник, явно не дельфиний. Узнали потом, что это была акула, но не очень большая, угрозы вроде как не представляла.

Шторм страшнее. Пару раз в год точно попадаем в сложные условия. Это всегда происходит внезапно. Выходишь на воду, когда светит солнце, а через пару минут набегают тучи – и начинается. Бывает довольно страшно, особенно когда выпрыгиваешь с волны.

– Мне многие завидуют, говорят: «Ты так много ездишь и везде море, пляжи, курорты». На самом деле, все не совсем так. На соревнованиях или сборах очень редко получается выделить хотя бы один день, чтобы погулять. В Америке вот съездили в Винвуд и в Майами Бич. Увидела их легендарный пляж, пусть и пасмурный. Там, конечно, очень чисто и красиво, много пафосных американских девочек. Я тоже не удержалась, решила войти в образ.

Рио-де-Жанейро

– В Рио, конечно, очень красиво. Иисуса видно прямо с нашей дистанции. Что касается воды… Я живу в Ейске, у нас она тоже не самого приятного цвета – коричнево-зеленая. Но я понимаю, что это из-за илистого дна. В Рио – океан и песок, значит, вода должна быть лазурной. А она серая. Все из-за химии и бытовых отходов. Я даже не представляю, что нужно было сделать, чтобы так загрязнить океан – не один год они старались, видимо. Между гонками мы обычно прыгаем в воду, особенно если жарко, чтобы охладиться, но здесь я этого делать точно не стану. И постараюсь не падать.

Вообще отношение к жизни в Бразилии удивляет, конечно. Пропасть между богатыми и бедными огромная. Стоят шикарные отели, а на соседней улице прямо на дороге спят люди, грязные, голодные. И это их дом. Особенно сильное впечатление все это производит на фоне местной природы.

Мельбурн

– Это момент абсолютного счастья. Австралия – моя любовь. Я там была всего один раз. Но влюбилась еще из окна самолета. Жалко, что свободным был всего день. Успели съездить к открытому океану. А на обратном пути встретили огромного кенгуру – точно больше 2 метров. Стоял на обочине. Я от восторга так завизжала, что он испугался и в один миг скрылся где-то в кустах. Побежала за ним и оказалась на поляне, где их целая толпа. О том, что кенгуру не самые дружелюбные животные, вспомнила, когда уже пробиралась через кусты.

Хельсинки

– Это чемпионат Европы, который был прямо перед Олимпиадой. Очень холодно было, градусов 10, не больше. А мы босиком ходим. Когда только вышла, даже непроизвольно вскрикивала от боли. Такое ощущение, будто ноги горят, а в них еще и иголки втыкают. Хорошо, что судороги не было.

За границей вообще редко бывают такие условия. У нас гонку и в «плюс семь» могут дать. Если снег пойдет, вот тогда точно отменят, а так – на усмотрение судей.

Но это не самые экстремальные условия, в которых я работала. По-настоящему страшно было на моем первом этапе Кубка мира, в 2014 году. Прямо во время соревнований подошел шквал, пришла волна больше 5 м, а ветер поднялся до 15 м/с. С такими волнами можно даже не заметить, как тебя перевернет. Это был отличный стимул, чтобы не ронять парус. Я справилась. А дальше началось самое интересное – надо было добраться до берега, а для этого пройти между двумя молами и другими яхтами. Волна захлопывалась как раз на входе в бухту. Нужно было рассчитать все так, чтобы не попасть под нее. Я долго стояла и смотрела на другие яхты, у некоторых были поломаны мачты, девочки сидели на них и просто плакали от перенапряжения и обиды, наверное. Но вариантов не было: либо остаешься на воде, пока не закончится шторм, а он может затянуться на несколько суток, либо заходишь. У меня все обошлось. Смешно, что перед этим мы 6 часов провели на воде в ожидании гонки, потому что вообще никакого ветра не было.

Сочи

– Одно из лучших мест для тренировок. Причем в любое время года. Это, например, зимний сбор. Был снег, температура около нуля. У нас с утра была зарядка-тренировка, но она получилась такая интенсивная, что под конец мы уже просто умирали от жажды, а воды почему-то никто не взял. Готовы были собирать лед прямо с тренировочных матов.

– Работать на свежем воздухе всегда приятнее. Терпеть не могу зал. Хожу туда очень-очень редко – раз в несколько месяцев, но замену ему легко придумываю. Люблю бегать, особенно по пересеченной местности. Много работаю над мышцами рук и плечевого пояса. Отжимания, подтягивания, планка – главные упражнения.

Красная Поляна

– Мечтаю провести в горах хотя бы неделю, чтобы освоить сноуборд. В прошлом году ездили с сестрами, но получилось совсем чуть-чуть покататься. Правда, девчонкам хватило – они уже через 15 минут сами поехали и могли поворачивать. Мне надо еще поучиться. Кстати, в интернете обо мне какая-то странная информация, даже в «Википедии» написано: есть сестра Василиса. Но у меня две сестры – Катя и Василиса. Двойняшки. Занимаются фигурным катанием. Пока тренируются в Ейске, но у нас каток неплохой. И появился, кстати, даже раньше, чем в Сочи.

Ейск

– Не люблю мегаполисы. Люблю деревни всего мира и маленькие города. Особенно хорошо чувствую себя дома, на кухне. Обожаю готовить. Когда приезжаю с соревнований и со сборов, первые два дня просто живу у плиты. Сейчас помешана на всем полезном. Нужно было разобраться с весом – решила не диетничать, а правильно питаться. Вес у нас важен, именно цифра. Не соотношение роста и веса, а именно килограммы. Оборудование у всех девочек примерно одинаковое, поэтому и вес должен быть одинаковым, чтобы были равные условия. Большой я никогда не была, у меня правильные пропорции, но я выше остальных сантиметров на 5-6, вот и пришлось скидывать. Надо всегда весить в районе 57-59 кг. Но мне даже нравится себя контролировать. Люблю сладкое – научилась готовить полезные десерты. Моим тортиком можно даже поужинать, а на следующий день встать на весы и обнаружить отвес. Все очень невинно: ягоды наверху и между слоями, немного орехов для пасты, фиников для сиропа (сахар я не использую) и блинчики из овсяной и миндальной муки и миндального молока.

– Йога – еще одна страсть. Занимаюсь для себя. Она помогает мне успокоиться, но при этом позволяет держать тело в тонусе. Это потрясающая вещь – ты можешь извлечь из нее то, что нужно тебе именно в этот момент, как серфинг. Систематически занимаюсь только полгода. Но за это время пропустила только 3-4 занятия, когда были сложные перелеты. Стараюсь минимум 20-30 минут в день посвящать йоге. Недавно скачала очень классное приложение. Там есть готовые программы. Для меня это особенно важно. Раньше мне попадалась информация о том, как развить какой-то навык, как облегчить боль – все по телу, а мне хочется больше духовных практик, упражнений на дыхание, чтобы не только физически развиваться. В приложении как раз такой, сбалансированный, подход.

– Это реальные фотографии. Светленький справа – мой брат. С другой стороны – наш самый близкий друг. Мы с детства вместе. В один из моих приездов домой пересматривали фотографии. На детском фото видно, что у меня губы намазаны зеленкой – разбила где-то, наверное, уже не помню. И тут как раз получилось, что я приехала с юношеского чемпионата мира в Малайазии. Там было такое безумное солнце, что у меня губа потрескалась, почти как в детстве. И мы решили: нужно повторить эту фотографию. Вообще хотим целую серию таких фоток сделать. Это же так интересно – смотреть, как мы взрослеем, но все равно вместе.

«Я идеально готова к гонке. Пойду и выиграю». Кто поедет на Олимпиаду в Рио за медалью в парусном спорте