Хоккей

Гурьянову дали $5 млн в Техасе, Куликову — $1 млн в Нью-Джерси. Что это значит? И как на свитерах игроков делают деньги в Америке?

Гурьянову дали $5 млн в Техасе, Куликову — $1 млн в Нью-Джерси. Что это значит? И как на свитерах игроков делают деньги в Америке?
Денис Гурьянов / Фото: © Bruce Bennett / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
В авторской рубрике «Три хоккейных хита» обозреватель «Матч ТВ» Павел Лысенков делится инсайдерской информацией, обсуждает новости и высказывает мнение на злободневные темы.

Гурьянов подписал контракт-мостик с «Далласом»

Денис Гурьянов подписал двухлетний контракт с «Далласом» со средней зарплатой $2,55 млн за сезон. Причем раскладка такая, что в чемпионате-2020/21 Гурьянов получит $2,2 млн, а в следующем чемпионате уже $2,9 млн. Это грамотная страховка на тот случай, если будущий сезон будет урезан из-за пандемии — а значит, и хоккеисты потеряют в деньгах.

https://twitter.com/DallasStars/status/1319352853731938306

С кем можно сравнить контракт 23-летнего Гурьянова? Пожалуйста — это 24-летний форвард «Ванкувера» Джейк Виртанен ($2,55 млн в год, договор на два сезона, 18+18=36 очков в 69 матчах) или 24-летний форвард «Калгари» Сэм Беннетт (2,55 млн в год, контракт на два сезона, 8+4=12 очков в 52 матчах).

Такое впечатление, что эти контракты делали под копирку. Весь вопрос в том, насколько игрок нужен клубу, какой в нем видят потенциал. Гурьянов имел статус новичка, провел свой первый сезон в НХЛ. Он набрал 29 (20+9) очков в 64 матчах, став лучшим снайпером «Далласа». А в плей-офф добавил 17 (9+8) очков в 27 матчах, причем отжигал и в серии с «Колорадо», и в первом раунде с «Калгари» сотворил покер.

Денис Гурьянов / Фото: © REUTERS / Tim Heitman-USA TODAY Sports

Мне кажется, что Гурьянову могли дать и больше денег. Он гораздо лучше, чем тот же Беннетт, да и не хуже, чем Виртанен.

Но мы видим так называемый контракт-мостик. Через два года Гурьянов при таком же прогрессе может получить $4-6 млн за сезон. А сейчас его жесткий и авторитетный агент Марк Гандлер не стал выкручивать руки генменеджеру «Старз» Джиму Ниллу. Да и это бы не получилось. Игрок не имел права подать в арбитраж, и он провел только один сезон в НХЛ. Все у него впереди — очки, голы, победы и большие деньги.

Куликов верит, что его карьера пойдет на взлет

29-летний защитник Дмитрий Куликов подписал однолетний договор с «Нью-Джерси» на $1,15 млн. И тут ситуация совсем другая, чем с Гурьяновым.

Куликов стал самым низкооплачиваемым защитником команды, которая находится на третьем месте с конца в лиге по размеру платежной ведомости и в прошлом сезоне не попала в плей-офф. Никак нельзя сказать, что это шаг вперед в карьере. Тем более если учесть, что Куликов по предыдущему трехлетнему контракту получал $4,333 за сезон. То есть его зарплата рухнула в четыре раза!

https://twitter.com/NJDevils/status/1319379285703000070

Нужно посмотреть на всю карьеру Куликова с высоты птичьего полета. С одной стороны — отличный парень, душевный собеседник в интервью, энхаэловец с большим стажем. С другой стороны — ничего не выиграл во взрослом хоккее: ни в сборной, ни в клубе.

Выступал за «Флориду», которая выбирала его на драфте. Лучшим результатом были 22 (3+19) очка в 73 матчах. Через год «Пэнтерз» обменяли Куликова в «Баффало», и похоже, это шокировало Дмитрия. Он такого удара в спину не ждал. Я был на его первом контрольном матче в новом клубе — «Сэйбрз» у себя дома получили 1:8 от «Торонто», а самого Куликова так неудачно толкнули на борт, что он поясницей вписался в открытую калитку и заработал травму спины на несколько лет вперед.

Сезон в «Баффало» получился кошмарным (2+3=5 очков в 47 матчах при полезности «-26»). Но Куликов имел трехлетний контракт на $4,33 млн в год, который подписывал еще во «Флориде». И потом точно такую же сделку его агент провернул с «Виннипегом», еще добавив пункт о невозможности обмена без согласия игрока.

Дмитрий Куликов / Фото: © Елена Разина/Sportbox.ru

Это было шикарно по деньгам. Но Куликов за три года в «Виннипеге» набрал 27 (5+22) очков в 170 матчах, добавив к этому 2 (0+2) очка в 11 матчах плей-офф. Дмитрий совсем не был ведущим защитником «Джетс», иногда попадал в запас, когда-то оказывался там с травмой, никогда не ходил в лидерах и в общем-то затыкал дыру во второй-третьей защитной паре клуба, когда это было необходимо.

За такое не платят $4,33 млн за сезон. Конечно, $1,15 млн — жестко для игрока, который провел 11 сезонов в НХЛ. Но это реальная цена за такую работу, плюс учтите фактор пандемии.

Куликов уходит в «Нью-Джерси», где не будет бороться за Кубок Стэнли. Но он может и дальше выступать в НХЛ, показывая себя в паре с каким-нибудь Коннором Кэрриком или Дэймоном Сиверсоном. А дальше все будет зависеть от Дмитрия, пойдет ли его карьера наверх — или придется уезжать в КХЛ, чтобы дальше играть в хоккей. Ну или это может быть чемпионат Швеции, откуда родом его жена.

Как на свитерах и кепках зарабатывают в НХЛ

И я поймал себя на мысли: как в КХЛ монетизируют громкие имена своих игроков? Вот понимаю, что «Вашингтон» подписывает Хенрика Лундквиста ($1,5 млн за один сезон), а «Торонто» берет Джо Торнтона ($0,7 млн за сезон), и это беспроигрышный вариант с финансовой точки зрения. Потому что на продаже фамильных свитеров и прочей номерной атрибутики можно не только отбить контракты этих игроков, но и заработать сверху. Или как Яромир Ягр приходил в «Бостон» под плей-офф, и я даже заказывал из Америки футболку с номером 68 и фамилией «Jagr» на спине, когда мой кумирище играл в финале Кубка Стэнли.

Размах этой темы так велик, что даже в России по лицензии впервые начали выпускать коллекции шапок и бейсболок с номерами любимых игроков. Овечкин (№ 8), Малкин (№ 71), Кучеров (№ 86) и все дела. То есть даже номер хоккеиста — как бренд, и на этом зарабатывают во всем мире. И это начали делать у нас. Причем часть денег уходит в фонд заокеанской лиги и профсоюза.

К примеру, Павел Дацюк (№ 13) — давно раскрученный бренд. И вот Волшебник приезжает в Россию, где сначала выступает за СКА, а теперь перешел в «Автомобилист». Я зашел на сайт клуба из Екатеринбурга. Вижу, что там можно купить два вида футболок Datsyuk 13. Есть свитшот в честь вратаря Коваржа.

Ассортимент не так велик, линейка могла быть и лучше, стоит обращаться к профессионалам, но это шаги в правильном направлении. И тему нужно развивать! Вот недавно обладатель Кубка Стэнли, защитник «Тампы» Михаил Сергачев приходил в эфир «Матч ТВ». Я спрашиваю у него: «Зачем ты создал свой личный бренд?»

Миша мне рассказал, что хочет проводить хоккейную школу для детей под этим брендом, выпустить свою линию одежды, в далеких планах — открыть свой спортивный центр в Нижнекамске с хоккейными площадками, спортзалами, теннисным кортом, баскетбол, волейбол, небольшая гостиница. Представляете, какой размах?!

Бывает такое в НХЛ, что лицензионный партнер лиги, получая права, выпускает мерч с имиджем игрока, принося выручку клубу, профсоюзу, лиге — и продает товары через фан-шоп. Так я приезжал в Нью-Йорк, ходил на матч «Рейнджерс» — наткнулся на линию толстовок от Хенрика Лундквиста. Это мне так понравилось, что я сразу купил.

Тему хорошо бы развить в России. Болельщики в непростое время не всегда могут ходить на трибуны — так хотя бы купят что-то из одежды от Шипачева или Зарипова, посмотрят в ней хоккей по «Матч ТВ».

С другой стороны, я обсуждал эту тему с экспертами. Они считают, что личный бренд игрока идет хуже в продажах, чем маска «клуб + номер». Как вот бренд «Овечкин, «Вашингтон», № 8» продается лучше, чем «Ови Gr8». И личный бренд нужно гораздо сильнее раскручивать, а на Овечкина из «Вашингтона» работает мощная пиар-машина НХЛ. Да и на Шипачева (№ 87) из московского «Динамо» работает родная пиар-машина КХЛ.

В любом случае, нужно работать по всем фронтам. В итоге клубы увеличат свои бюджеты, которые наверняка резко просядут во время пандемии. Но это тот ресурс, который нужно прокачивать — до того уровня, чтобы продажи фамильных свитеров, кепок и всего остального отбивали серьезный процент от контрактов этих игроков. Думаю, мы к этому однажды придем.

Следите за хоккейными новостями в telegram-канале «Матч! Хоккей».

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской