У России три путевки в Пхенчхан на турнир фигуристок-одиночниц. Первое место железной рукой держит Евгения Медведева, на второе пока претендует Анна Погорилая, снявшаяся, впрочем, с открытых прокатов в Сочи. Одной из кандидаток на третью путевку является Мария Сотскова – семнадцатилетняя спортсменка, занимающая пятое место в рейтинге ISU (Международного союза конькобежцев).
Корреспонденту «Матч ТВ» Сергею Лисину удалось пообщаться с Марией в оба дня открытых прокатов в Сочи.
– Мария, вижу, что программу под новый сезон усложнили?
– Да, все прыжки перенесли во вторую часть короткой программы.
– Когда вы приземляетесь с прыжка, то понимаете что его докрутили или наоборот? Или же понимание приходит только с видеоповторами?
– Конечно, когда сильно недокручиваешь, то понимаешь ошибку. Но бывают спорные моменты, когда недокрут меньше четверти и ты не успеваешь это почувствовать.
– Если вам не хватает уровня готовности для прыжка, как это решается? ОФП, выносливость, многочисленные прокаты?
– Во-первых, конечно, чтобы прыгнуть что-то серьезное в программе, нужна выносливость, потому что программа длится три с лишним минуты и на это нужно много сил. Во-вторых, на тренировках нарабатываются качество и стабильность прыжков. Конечно, иногда бывает так, что ты просто не чувствуешь себя в пространстве – и тогда случаются падения или срывы.
– Перенос всех прыжков на вторую половину программы, это лишь чуть сложнее, чем когда они стоят в первой, или же это уже другой уровень?
– Нет, конечно же, это уже другой уровень, это гораздо сложнее и должно нарабатывается на тренировках с большей интенсивностью, чем когда прыжки стоят в первой половине программы. Кроме того в короткой программе как правило берется активная, быстрая музыка, предполагающая высокий темп катания, и из-за этого возникают трудности с состоянием, например, после танцевальной дорожки.
– Что для вас важнее: прыгнуть все чисто или передать эмоции программы?
– Сейчас такой уровень конкуренции, что нужно делать все в совокупности. Нельзя только прыгать или только кататься, поскольку прыгают уже вообще все, а вот именно соединить все вместе – большая сложность.
– Как вы работаете над эмоциональностью образа в программах?
– С хореографом и с постановщиком отрабатываем каждый день все в программах: сначала на полу, затем на льду, и неоднократно.
– По ходу сезона, когда одна и та же музыка катается из раза в раз, не возникает пресыщения этим?
– Нет, дело в том, что каждый раз на стартах ты стараешься показать и передать зрителю что-то новое, а из-за этого и музыка чувствуется по-другому и программы выглядят по-другому.
Но вот когда сезон заканчивается и ты где-то слышишь эту музыку, то инстинктивно срабатывает соревновательный рефлекс на весь организм, даже в животе появляются ощущения, как будто сейчас на лёд!
– Есть образ. Вы видите его одним, а постановщик иначе. Как решаете такие вопросы?
– Если мне что-то не нравится в программе, то я делаю предложение, что вот тут, например, стоит что-то убрать или изменить. То же самое может предложить тренер. Это работа команды, коллективная.
– Четверные прыжки. Много разговоров о том, что скоро без них в элиту лучше будет даже не соваться. Согласны?
– Возможно, но на данный момент ещe очень небольшое количество девочек прыгают четверные прыжки. Этот сезон очень сложный, так что в нем вряд-ли кто-то будет добавлять квады в программу. После Игр, наверное, может настать то время, когда без четверного будет туго.
– Как раз по поводу сложного сезона и отсутствия рисков. Вы же рискнули, перенесли в своей программе прыжки на вторую половину. Это была необходимость?
– Да, сейчас большая часть спортсменок перенесли все прыжки во вторую половину программы. Это считается обязательным, за это даётся больше баллов, а мы уже и так не знаем, чем их набирать, потому что все делают примерно одно и то же.
– Завтра произвольная программа, сегодня было падение в короткой. Легко переносите такие ситуации, не закапываетесь в себя?
– Нет, я умею себя настроить, завтра будет новый день. В этом мне помогают тренер, родители и собственный опыт.
– Как вы настраиваетесь на прокат – от куража или, наоборот, отрешенности, спокойствия?
– У нас такой вид спорта, что нужно уметь нырять и выныривать по ходу проката программы. То есть ты катаешься дорожки, шаги, взаимодействуешь со зрителями и судьями, затем подходишь к каскаду, быстро переключаешься на функциональную прыжковую часть, делаешь каскад и снова выныриваешь в образ и эмоции.
– Это переключение легко дается?
– Бывает, на соревнованиях, эмоции захлестывают и влияют на элементы. Но лично я, пока не сделаю все элементы, немного себя сдерживаю, а вот уже когда все прыгнула – даю волю эмоциям.
– Есть еще фактор работы лицом. Это было сразу или как-то пришлось отдельно развивать?
– В молодости были проблемы с мимикой, я немного отрешенно каталась, но с возрастом и опытом это пришло.
– Так все-таки – решили это через работу или просто с возрастом ушел некий мандраж?
– Конечно, над этим работали. Ну, и плюс с опытом это уходит, ты немного раскрепощаешься и становится проще.
– Что с коньками под этот сезон?
– Раскатала одну пару, достаточно быстро, без проблем. Как правило у меня не бывает проблем с новыми коньками, но вот в прошлом сезоне начались проблемы со старыми, которые начали давить и из-за этого воспалилась надкостница.
– У вас ботинки по слепку или фабричные?
– Фабричные. Но мне на заказ делают щиколоточную часть и немного изменяют язык.
– Сколько всего пар раскатали на сезон?
– Одну.
– А если давить начнут?
– У меня есть дополнительная пара на всякий случай.
– Не думаете, что может возникнуть ситуация, когда основная пара выйдет из строя, начнет давить или еще что-то, и придется катать на дополнительной, которая не на 100% идентична и раскатана? Из-за этого в ключевой момент откатаете нелучшим образом и затем будете себя всю жизнь винить.
– Ну, пока таких проблем не было – и надеюсь, что не будет. Мы очень бережно относимся к нашим конькам. И к лезвиям, и к ботинкам.
Фото: globallookpress.com, РИА Новости/Нина Зотина
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.