«У нас с Лизой в последний год тенденция к упрощению». Разбор смелых платьев Туктамышевой от их автора

Гала Филатова рассказывает, как создавались наряды к «Мулен Руж», «Спартаку» и другим программам Императрицы.

Знаете ли вы, кто создал платье винного оттенка с загадочной розой для Елизаветы Туктамышевой, в котором она предстала в образе одиночества? А лаконичные кожаные костюмы последних лет, наряд с иероглифом, прозрачное платье для танца «Мулен Руж»?

Автор работ — петербургский дизайнер Гала Филатова, которая уже много лет создает костюмы для спектаклей, мюзиклов, концертов и спортивных шоу. Как-то к Гале обратился Алексей Мишин, наставник императрицы женского одиночного катания: нужны были барабан и свежий взгляд, чтобы придумать новое дизайнерское решение.

«Матч ТВ» узнал у мастера подробности нарядов знаменитой фигуристки, а в итоге получился совместный анализ каждого образа, где даже маленькие визуальные детали играют свои роли. Для начала — краткий рассказ о знакомстве Филатовой с профессором Мишиным и подходах Елизаветы к стилю одежды.

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

«Лиза — энергетический клубок. Ее ругают, язвят и в то же время ею восхищаются. Она молодец в плане отношения к жизни, и я у нее многому учусь»

— Как и когда началось ваше сотрудничество с Елизаветой Туктамышевой?

— Это случилось в 2019 году в очень забавной форме. Звонит Алексей Николаевич Мишин и говорит: «Мне нужен от вас барабан». Я растерялась: «Какой барабан? Вот вы меня огорошили!» На что тренер парирует: «А вы разгорошьтесь!» Видимо, он подумал, что раз я человек из мира театра, то и реквизит могу создать. Ну я помогла найти барабан для показательного номера под «Destination Calabria», который они тогда готовили.

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Помните яркий танец Лизы в образе гусара, в зеленом мундире с цилиндром? Мы сшили костюм очень быстро — буквально одной примеркой. Бывает, «сфотографируешь взглядом» фигуру модели, и сразу ясны параметры. Это как мои опытные мастерицы в ателье: приобнимут артистов, и даже мерки сантиметром снимать не надо (улыбается).

Елизавета Туктамышева / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

В итоге на первой же примерке костюм идеально сел на Лизу. С этого началось наше долгосрочное сотрудничество. Ей понравилось взаимопонимание и скорость. Она для Лизы особенно важна, потому что из-за насыщенных разъездов на турниры и шоу трудно выкроить время на примерки.

Так мы и работаем уже три года, вместе придумываем дизайн нарядов. Лиза мне доверяет, потому что хорошо знаю нюансы ее фигуры и чувствую, какой вариант платья подойдет ей именно сейчас. Недавно Лиза выступала в шоу «Шахерезада» Татьяны Навки, для которого костюмы шили прекрасные московские мастера (я их хорошо знаю). Но Лиза попросила меня, и мы адаптировали костюм главной героини именно под ее вкусы.

Фото: © Личный архив Елизаветы Туктамышевой

— Наблюдаю у Елизаветы стабильные предпочтения в дизайне: смелые наряды, асимметрия, короткие юбки, балахоны. Какие еще вы отметите профессиональным взглядом?

— Это все верно. Только насчет юбок: мы определили точку длины спереди, с учетом маленького роста Лизы. А со спины уже начали удлинять, чтобы ей стало спокойнее.

Из цветов она любит зеленый и винный. Они ей очень идут, и вообще Лиза — человек насыщенных оттенков. Только начинаем экспериментировать с серым, коричневым… все равно в итоге возвращаемся к яркому. Бледнота — не ее стиль. Ну и черный цвет мы в нарядах часто используем. Все-таки классика.

Также у нас с Лизой в последний год тенденция к упрощению. Стараемся лаконично передать суть образа — без лишних деталей, страз, веревочек, перьев и рюшек. А ведь простота — самое сложное. Нужен огромный опыт, чтобы все выверить до миллиметра и каждого изгиба.

— Дизайнер Татьяна Волкова, в свое время тоже работавшая с Лизой, озвучила такую мысль: игра с формами одежды — часть большого эксперимента. У этой фигуристки своя харизма, она обожает рисковать и экспериментировать с образами. А для харизматичной внешности простую линию не сделаешь, она проявляется как раз в асимметрии. Согласны?

— Да, и это отражение внутреннего состояния души Лизы. Посмотрите на ее действия вокруг спорта: фотосессии, бизнес-проекты, юмор… Она спешит жить полной жизнью здесь и сейчас. Она понимает, что рассуждения в стиле «Спорт закончится, и я себе что-то позволю» — неверны. Да никогда не будет потом! Есть только сейчас. Хочется надеть такой наряд — носи его прямо сейчас! Потом будут другие ноги, фигура, и короткое не наденешь. А позже возраст не позволит.

Лиза — энергетический клубок. Ее ругают, язвят и в то же время ею восхищаются. Огромная армия поклонников, залы встают после ее прокатов. Она молодец в плане отношения к жизни, и я у нее многому учусь.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— В каких сферах вы сейчас работаете, кроме фигурного катания?

— Уже много лет создаю одежду и декорации для театров, концертов, мюзиклов. Театр — явление разножанровое, и для дизайнера там палитра широка. Раньше у меня был бар, где часто проходили праздники. У нас отмечали Новый год творческие люди, и это дало массу знакомств из разных сфер.

Еще создавала костюмы артистам ледовых шоу — работала с Еленой Бережной и Евгением Плющенко. Попала в их команды через своих фокусников, которые участвовали в шоу. Немного сотрудничала и с художественными гимнастками. В свое время покойный Давид Авдыш (хореограф из команды Мишина, который работал с Плющенко основную часть его карьеры. — «Матч ТВ») рекомендовал меня Алексею Николаевичу, и состоялся веселый разговор, которым я поделилась выше. Лиза — одна из немногих моих клиентов-фигуристок. Есть еще одна юная леди, которая — уверена — скоро заявит о себе.

В целом мне хватает их двоих, потому что заказов из других сфер много, а я как раз люблю разнообразие. Единственное из нереализованных творческих желаний, которые у меня остались: опера. Мечтаю создать костюмы для оперного спектакля!

«Мы договорились, что в каждом костюме будут тайные символы, известные только нам с Лизой. Шифровка, которая дает внутренний импульс артисту»

Бордовое платье с розой для темы «Одиночество» (произвольная программа сезона-2022/23)

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Сначала я пошла от образа слепой цветочницы из фильма Чарли Чаплина. Она закрывает глаза, краски меркнут, и жизнь теряет солнечный цвет. Как символ этого получилось градиентное платье в серых тонах. Выступила в нем Лиза один раз, и я почувствовала, что как-то не смотрится — слишком блекло. Потом еще увидела у кого-то из парников похожий дизайн. В итоге мы решили придумать что-то кардинально другое и заодно выйти из образа правильной девочки-цветочницы. Лизе идет бордовый, поэтому я сшила костюм в этом насыщенном оттенке. Камней добавила по-минимуму, чтобы сохранить выше обозначенную тенденцию простоты.

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Роза, которая вызывает у многих вопросы, — символ печали. Она оставила след в душе лизиной героини, поэтому цветок спереди прозрачный, а сзади — цветной и насыщенный. Мне попалось на глаза детское фото Лизы, где у нее на спинке нарисована роза. Плюс, Алексей Николаевич несколько раз отзывался о своей ученице как о розе, поэтому решила, что этот цветок будет очень уместен.

Черный кожаный костюм под песню «Feeling Good» (короткая программа сезона-2022/23)

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Сейчас в фигурном катании болезненная тенденция «я надену все лучшее сразу»: масса деталей, цветовых переходов, лямок, камушков и вытачек. В итоге, на мой взгляд, теряется форма самого человека. Поэтому предложила Лизе освободиться от лишнего и просто сшить лаконичный костюм по ее фигурке. Еще и добавить темные колготки, в которых она давно не каталась. В этих шортах Лиза получилась весьма звонкой и задорной, без излишеств. Тем более, сама песня не утяжелена особым смыслом. Мы думали добавить к костюму блестящий пояс, но в итоге решили отказаться от любых украшательств.

Черное платье с узорчатой юбкой под «Freedom» Бейонсе (показательный номер сезона-2022/23)

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Мы ориентировались на саму Бейонсе — девушку экстравагантную и немного вызывающую, зато уникальную. Я нашла ткань с плотной пробивкой кружева, покрытого толстым слоем черного силикона. Смотрится как лакированная кожа. Нетипичный материал для фигурного катания, но на Лизу сел прекрасно. Хотели еще чулки добавить.

Елизавета Туктамышева / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

Лиза пока что мало надевала это платье, так как изначально задумывалась короткая программа, а затем они сменили музыку и сохранили постановку как показательную. Думаю, костюм еще ждет своего звездного часа. Бывает, что надо отлежаться, а через какое-то время наряд засверкает в новом облике.

Платье цвета морской волны под «Arabia» (произвольная программа сезона-2021/22)

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Изначально Лиза сказала, что готовит танец Саломеи. У меня в мозгу сразу буйство исторических фактов: иудейская царевна Саломея соблазнила врага страстными движениями и в итоге убила. Вообще это «танец семи покрывал», поэтому в музыкальной композиции так много частей и переходов.

Хороший показатель, что узоры вызвали вопросы и ассоциации с арабским искусством. Чем больше витиеватых линий и изгибов, тем ярче они играют в голове зрителя. Мы договорились, что в костюме будут тайные символы, известные только нам с Лизой. У нас в каждом наряде такие есть, но я их не назову — шифровка, которая дает внутренний импульс артисту. А зритель просто видит зажигательный восточный танец.

Бордовое платье под «Oblivion» (короткая программа сезона-2021/22)

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Лиза танцевала под интересную аранжировку танго, и мы решили подчеркнуть платье калейдоскопом многочисленных тоненьких линий и переходов, сделали рукав наискосок на одном плече. Мы поиграли с лямочками, манжетами, браслетами и завязками. Лиза любит, когда за ее движениями остается след, поэтому я добавила легкие кусочки ткани на руках и юбке. В целом идея костюма проста, и цвет смотрится на Лизе безупречно.

Прозрачное красное платье для «Мулен Руж» (показательный номер сезона-2021/22)

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Интересен контраст — длинный пиджак со шляпкой резко переходит в откровенное платье. Суть в том, что образа два: Лайза Минелли в котелочке из «Кабаре», а потом Николь Кидман из «Мулен Руж» в красном наряде, соответствующем моде элитных ночных клубов начала XX века. 

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Целью красного платья была не эротика, а облегчение силуэта. Он сшит из прозрачной воздушной ткани, как корсетик. В целом, это же тема кабаре, и скромный костюм здесь неуместен. Тем более, Лизе размахнуться — самое удовольствие. Да и показательный номер располагает к шалостям.

Черное платье для «Хроники заводной птицы» (произвольная программа сезона-2020/21)

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Мы опирались на японскую культуру, потому что сама тема программы взята из романа Харуки Мураками. Национальный костюм в Японии — кимоно с расклешенными рукавами, легкие полотна на кончиках рук. У вас ассоциация со взмахом крылышек птицы, и это тоже верно в контексте образа, названия. Ткань на кистях рук дает эффект полета. То есть, художник придумал одно, а вы видите другое. Прекрасная многоликость! Еще один мотив японского костюма — пояс на корсетике, который мы продолжили в «Мулен Руж».

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Иероглиф на спине я сделала «вырезанным» ножом. То есть, как будто ткань разошлась, и мы видим кожу сквозь этот символ. Было очень приятно, когда в конце сезона Лиза показала программу на командном чемпионате мира в Японии, и местные зрители считали иероглиф, означающий любовь. Все-таки я русский человек, не знаю японский алфавит и могла ошибиться во время шитья с многочисленными изгибами. Но японцы все поняли и очень хвалили костюм, посвященный их национальному роману.

Платья по теме «Спартак» (короткая программа сезона 2020/21)

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Конечно, я ориентировалась на рисунки одежды эпохи Древнего Рима, в которую жил знаменитый гладиатор. Хотелось тоги, летящих складочек и украшений того времени. Мы легко и быстро придумали платье в ателье. Белое, какие надевали в то время. Украсили ткань золотистыми «струящимися» линиями на груди, добавили ободок на голову и массивные браслеты на руки.

Елизавета Туктамышева / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

Но потом лед дал о себе знать: белое платье на фоне белого льда… Лизу это сразу утяжелило, и мы поняли, какой все-таки лед коварный партнер! Поэтому сшили новое платье — фиолетовое. Оставили градиент и украшения, добавили золотистую перчатку. Ободок сняли, ибо он мешал Лизе во время движений. В целом, костюм остался в стиле древнеримской эпохи (кроме цвета). Мне кажется, получилось интересно.

Костюм с прозрачным балахоном под музыку «Lovely» Билли Айлиш и Халида (короткая программа сезона-2020/21)

Фото: © Личный архив Галины Филатовой

Черные топ и короткая юбка, покрытые прозрачным балахоном. Лиза обожает балахоны, поэтому мы украсили костюмчик такой накидкой. Еще Алексей Николаевич всегда приветствует, чтобы за Лизой что-то летело. В целом, мы отталкивались от образа самой Билли Айлиш. Она не носит обтягивающую одежду, любит серебряные цепи. Композиции у нее тоже свободные — и по тексту, и по стилю. Поэтому мы решили добавить лизиному облику символы разгильдяйства.

Мне кажется, Лиза тогда выстрелила этим нарядом. Сейчас уже многие стали шить костюмы в подобном дизайне — видела, например, у кого-то расклешенные брюки в этом сезоне. А пару лет назад — на фоне различных фасонов платьев с градиентами и переплетениями — наш костюм вылетел в параллельную реальность. Вроде бы простой, но он показал сущность Лизы.

Фото: © Личный архив Галины Филатовой
Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.