Никто не прыгал тройной аксель, а лидирует фигуристка из Бельгии. Чем закончилась короткая программа одиночниц в Турине

Флэшбэки женского одиночного катания десятилетней давности на этапе Гран-при в Италии.

От короткой программы женщин на Гран-при в Турине осталось странное, почти ностальгическое послевкусие. Во-первых, с нее начинались соревнования, хотя в  последнее время организаторы почти всех турниров ставят женщин в финал. Они обычно кто-то вроде хедлайнеров рок-фестиваля, выходящих к разогретой ревущей толпе. Здесь же в Турине все устроено так, как будто не было эпохи четверных прыжков и безумного роста зрительского интереса к женскому одиночному катанию. Фактически две разминки одиночницы катались при полупустых трибунах, потому что зрители в это время стояли на входе в очереди, чтобы предъявить стюардам qr-код.

Во-вторых, необычен прыжковый набор участниц. Ни одного тройного акселя в заявке — само по себе событие, а тут еще и каскад из двух тройных тулупов в наличии, и несколько каскадов 3-2 — привет от женского одиночного катания десятилетней давности.

В третьих, лидерство, пусть и промежуточное, захватила фигуристка из европейской страны. Фанаты со стажем точно помнят времена, когда в топе были спортсменки из Финляндии, Швейцарии, Грузии, Франции и Италии, а российские одиночницы стремились к их уровню.

Естественно, мы не будем сегодня говорить, что чемпионка мира Анна Щербакова стремится к Лоене Хендрикс из Бельгии, занимающей сейчас первую строчку — это звучало бы как преувеличение, лишенного всякого здравого смысла. Никакой революции не произошло: у проигрыша Щербаковой и невысоких баллов Хромых, как и у промежуточного первого места Хендрикс, есть четкое математическое объяснение.

У Анны Щербаковой в базе была самая высокая техника — все благодаря каскаду из тройных лутца из риттбергера, который стоит во второй половине программы. Коварный элемент: прыгать его умеют единицы, ошибиться на нем легко, а поскольку он стоит последним, в случае ошибки можно остаться вообще без каскада, недосчитавшись десятка баллов. За этот риск полагается надбавка второй половины в виде 10% от базовой стоимости элемента, и при хорошем исполнении Анна набирает за свой лутц — риттбергер 13-14 баллов.

Какая ошибка была допущена в Турине? Анна потеряла ритм на выезде из лутца, а это для риттбергера приговор — он прыгается рывком в одно касание. Чуть заминка в ритме — все, прыжок чистым не получится. Фигуристка заметно растерялась, но в последний момент все же успела прицепить к затянувшемуся выезду второй прыжок — только тулуп и только двойной. За этот каскад Щербаковой поставили 8 с небольшим баллов.

И хотя все остальное было сделано отлично, итоговая оценка сильно пострадала — 71,73.

— Почему не получился каскад с риттбергером? Как мне говорила Этери Георгиевна — просто слишком много думаешь. Этот каскад настолько отработан на тренировках, что я могу сделать его из любого положения. Надо идти и делать, а я слишком много думала. Может, хотела сделать выше своих сил. Прыгнула двойной тулуп, просто чтобы не остаться без каскада. Хотела риттбергер, но что-то не получилось на приземлении, поэтому добавила тулуп, чтобы не терять много баллов. Не было времени подумать особо, — отметила Щербакова.

Майя Хромых с прыжками справилась, зато не дотянула уровень дорожки, и понимала это сама сразу после проката — еще до публикации судейских протоколов. Потеря уровня на шагах — минус шесть десятых от того, что могло бы быть, и этого все равно бы не хватило для промежуточного первого места. Итого Майя Хромых пока проигрывает Луне Хендрикс примерно полтора балла — абсолютно неопасная разница, особенно для фигуристки с двумя четверными прыжками в произвольной программе.

Возможно, кому-то покажутся низковатыми 72,04 балла для Майи Хромых, но на этом турнире даже Сатоко Мияхара — один из эталонов второй оценки — искренне радовалась тому, что пробила отметку в 70. И чисто логически к оценке Майе гораздо меньше вопросов, чем к 76 баллам Дарьи Усачевой без тройного акселя на этапе Гран-при в США — первом взрослом турнире в карьере.

Майя и сама была довольно критична в оценке своего проката:

— Сейчас практически никаких эмоций. Всё слишком быстро прошло, я еще ничего не поняла. Недовольна дорожкой, она получилась на третий уровень. Могу поставить себе четверочку или 3,5. Из-за одной дорожки. О чем разговаривали с тренерами в Kiss& Cry? Обсуждали мой прокат. Были немного недовольны вращениями и дорожкой, — сказала Хромых.

Луна Хендрикс в день короткой программы отмечает свой 22-й день рождения. Хочется, конечно, пошутить про подарок от судей в виде личного рекорда и первой строчки в турнирной таблице, но судьи преподносят подарки только хорошим девочкам, а Луна была очень хороша. Программа на композицию «Карузо» с женским вокалом, конкурентный набор прыжков, качественные непрыжковые элементы и шлейф стабильности, который тянется за ней несколько последних стартов — вот главные причины ее заслуженно высокой оценки.

— Я удивлена результатом. Знала, какие [сильные] российские девушки здесь. Так что я не могу быть более счастливой, чем сейчас, — сказала Хендрикс.
Луна Хендрикс / Фото: © REUTERS / Ciro De Luca

Софья Самодурова занимает девятое место: сегодня у нее совсем не скручивались прыжки. Недокрут на тройном лутце, неуверенный каскад, довольно экономные элементы — это все не украсит даже такую оригинальную программу и стильное платье цвета «электрик», которые Соня подготовила вместе с тренерами.

Главные японские силы в Турине — Сатоко Мияхара и Маи Михара — идут на четвертом и пятом местах соответственно. Отрывы перед произвольной программой внутри первой пятерки символические — основная борьба ждет нас в произвольной программе. 

Гран-при Италии. Турин

Женщины. Короткая программа

1. Луна Хендрикс (Бельгия) — 73,52

2. Майя Хромых (Россия) — 72,04

3. Анна Щербакова (Россия) — 71,73

4. Сатоко Мияхара (Япония) — 70,85

5. Маи Михара (Япония) — 70,46

6. Лим Ын Су (Южная Корея) — 67,03

7. Ким Йе Лим (Южная Корея) — 62,78

8. И Чжу (Китай) — 60,00

9. Софья Самодурова (Россия) — 58,68

10. Николь Шотт (Германия) — 58,33

11. Лара Наки Гутманн (Италия) — 54,83

12. Лукреция Беккари (Италия) — 53,35

Читайте также: