Мужчины снова без медалей, Жулин — тренер чемпионов, женский подиум наш. Каким было фигурное катание 16 лет назад и что изменилось с тех пор

Аналитика предолимпийских чемпионатов мира.

16 лет назад в Москве прошёл предолимпийский чемпионат мира — перед Играми в Турине-2006. Для России он был триумфальным: наши спортсмены выиграли золото в трёх видах из четырёх, не покорилось только мужское одиночное.

В марте 2021 года предолимпийский чемпионат мира прошел в Стокгольме. Россия снова выиграла три вида из четырёх, исключением стало мужское одиночное.

16 лет назад на пьедестале все дружно обнимались и не знали выражения «социальная дистанция». В 2021 введено самообслуживание для медалистов, награды спортсмены надевают на себя сами, а обнимашки заменены почтительным двухметровым расстоянием.

«Матч ТВ» решил вспомнить, каким было фигурное катание в 2005 году: как катались фигуристы, в чём и под какую музыку. Что-то вообще изменилось за 16 лет?

Танцы на льду: Жулин тренирует чемпионов

Самые заметные изменения произошли в танцах на льду. 16 лет назад танцевальные пары исполняли три программы — обязательный, оригинальный и произвольный танцы.

Обязательный был набором стандартных движений под одну и ту же музыку. Именно в обязательном танце спортсмены показывали свои базовые навыки: скольжение, чёткость шагов и глубину рёбер. Всё это было невозможно спрятать за поддержками и хореографическими фишками. В сезоне 2010/11 обязательный танец отменили, мотивируя тем, что телерейтинги у этого вида катастрофически низкие.

Квот у России было три. Ими воспользовались Навка/Костомаров, Домнина/Шабалин и Куликова/Новиков. Превосходство Навки и Костомарова было оглушительным, они лидировали во всех трёх дисциплинах, сразу же оторвавшись от соперников. Серебро увезли американцы Белбин/Агосто, бронзу — украинцы Грушина/Гончаров. Кстати, на Олимпийских Играх через год топ-5 этого чемпионата полностью повторился.

Навка и Костомаров выбрали для произвольного танца оперу «Тоска» Джакомо Пуччини. Необычный выбор для танцоров, обычно эту музыку берут одиночники и пары. Но зато берут часто.

Белбин и Агосто катали самый, возможно, лучший танец в своей карьере. В тот сезон Марина Зуева поставила им разрывную цыганскую «Шадрицу». Когда смотришь этот танец, сразу хочется в поле к костру, чтобы вокруг были кибитки, а потом украсть коня. И всё это — за четыре минуты произвольного танца.

Грушина и Гончаров были в тренде даже нашего 2021 года. Они катали «Времена года» Вивальди и «Air» Иоганна Себастьяна Баха, которые мы часто могли слышать у Бобровой/Соловьёва, Синициной/Кацалапова и пары десятков других спортсменов. Что удивительно: они тренировались у Николая Морозова, а не у Александра Жулина.

В 2021 у России по-прежнему было три квоты: для Синициной/Кацалапова, Степановой/Букина и Загорски/Гуррейро. Золото снова уехало в Россию и даже к тому же тренеру, что и 16 лет назад — Александру Жулину.

Чемпионы мира Синицина и Кацалапов в своём произвольном использовали Антонина Дворжака и Людовико Эйнауди, который сейчас на вершине фигурнокатательных чартов. Серебряные призёры Хаббелл/Донохью возвышенно страдали под трек «Hallelluja». Бронзовые Гиллес и Пуарье далеко от коллег не ушли и тоже катали лирику: песню Джони Митчелла «Both Sides Now».

Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью, Виктория Синицина и Никита Кацалапов, Пайпер Гиллес и Поль Пуарье / Фото: © Linnea Rheborg / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

И если музыкальные предпочтения танцоров изменились не очень сильно (только увеличилась любовь к лирическим и печальным образам), то костюмы стали кардинально другими. Из них ушла театральность, китч и чрезмерное украшательство. Большинство пар предпочитает не рисковать с яркими образами, используя классические фасоны и однотонную палитру. Это нередко приводит к забавным совпадениям вроде трёх практически одинаковых платьев на одном пьедестале.

Гораздо скромнее стали одеваться мужчины. Сравните Захари Донохью из 2021, на котором нет ни единой стразинки, и богатство Бенджамина Агосто в Москве-2005. Мониста и лакированные сапоги прилагаются.

Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью, Танит Белбин и Бенджамин Агосто / Фото: © Matthew Stockman / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru, Guang Niu / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Спортивные пары: след Москвиной и упорные китайцы

Картина в парном катании почти повторилась спустя 16 лет: на пьедестале в обоих случаях две российские пары из Санкт-Петербурга и китайцы, взращённые Яо Бином.

В 2021 году чемпионами стали петербуржцы Анастасия Мишина и Александр Галлямов, ученики Тамары Москвиной, а серебро увезли воспитанники Хонбо Чжао Вэньцзинь Суй и Цун Хан. Бронзу завоевали ещё одни «москвинцы» — Александра Бойкова и Дмитрий Козловский.

Суй Вэньцзин и Хань Цун, Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Joosep Martinson — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

В 2005 году мы видим на пьедестале Тотьмянину и Маринина (учеников ученика Москвиной Олега Васильева), Петрову и Тихонова (из питерской группы Людмилы Великовой) и Дан Чжан с Хао Чжаном, с Яо Бином за бортиком. А Хонбо Чжао, тренер Суй и Ханя, пока сам катается в качестве спортсмена. Правда, на этом чемпионате мира они с Сюэ Шень откатали только короткую и снялись.

Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Мария Петрова и Алексей Тихонов, Чжан Дань и Чжан Хао / Фото: © Jamie McDonald / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Не сильно изменилась картина и в музыкально-визуальном плане. Спортивные пары довольно консервативны, в их плейлисте всегда можно найти балет, классические симфонические шедевры и немного страсти.

В 2005 за весёлую классическую составляющую отвечали Петрова и Тихонов с опереттой «Принцесса цирка», в 2021 эта эстафета перешла к Мишиной и Галлямову с легкомысленной «Эсмеральдой». Дан Чжан и Хао Чжан в 2005 плавили лёд блюзовым «All alone» Джо Сатриани, совсем как их соотечественники со своей блюзовой коллекцией-2021.

Бойкова и Козловский на Тотьмянину и Маринина похожи разве что принадлежностью к классической петербургской школе парного катания, а образы у них получаются совсем разные. Татьяна и Максим в 2005 катали то, что умеют лучше всего — мягкую лирику и вечную классику — «Аве Мария» и «Шахерезада». Саша и Дима в 2021 были то милыми героями из мультфильма, то роковыми киноперсонажами. Но кое-что общее мы нашли. По-моему, плюшевый пиджак Козловского ничуть не уступает в роскоши глубокому декольте Маринина.

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин / Фото: © Joosep Martinson — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru, Jamie McDonald / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Мужчины: Россия стабильно без золота

Самое заметное изменение в мужском катании за 16 лет — скачок оценок и прыжкового контента. В 2005 году чемпион Стефан Ламбьель набрал 262 балла за обе программы. В 2021 Нейтан Чен набрал 222 балла только за произвольную, а в сумме получилось чуть больше 320 баллов (но надо учитывать, что немного изменилась шкала оценивания). В 2005 четверные прыжки были всё еще не очень частым явлением, особенно «старшие». Ламбьель победил с двумя четверными тулупами, а Лайсачек их не прыгал совсем. Нейтан Чен же приземлил в произвольной пять квадов и еще упал с четверного лутца в короткой. Ну и, само собой разумеется, что в 2021 без четверных можно не попасть даже в десятку, если ты не Джейсон Браун и не Михаил Коляда.

Слегка изменилась география. Швейцария пропала с фигурнокатательного глобуса, потихоньку ушла из топа и Канада, которую представлял серебряный призёр чемпионата мира-2005 Джеффри Баттл (но остался его тренер Рафаэль Арутюнян). Ворвалась в топ Япония, без её одиночников пьедесталы не обходятся уже больше десяти лет, на ведущих позициях остались США. В 2005 бронзу чемпионата мира завоевал будущий олимпийский чемпион-2010 американец Эван Лайсачек.

Стефан Ламбьел, Джеффри Баттль и Эван Лайсачек / Фото: © Jamie McDonald / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Музыкальные предпочтения мужчин почти не изменились. Популярные саундтреки из фильмов, испанские страсти и вечная классика.

В 2005 Стефан Ламбьель собирал сердечки поклонниц огненным танго, прямо как Нейтан Чен под Антонио Бандераса в 2021. А Джеффри Баттл вводил зал в транс под музыку Филипа Гласса, прямо как тот же Нейтан Чен в 2021 под музыку того же Филипа Гласса. Эван Лайсачек был трогателен и мил под саундтрек из «Поющих под дождём», который, конечно, знаком всем любителям фигурного катания.

C приходом в фигурное катание дуэта дизайнера Вера Вонг и фигуриста Нейтана Чена мода на огромное количество камней на костюмах и вычурность постепенно стала уходить в прошлое. Как выяснилось, потрясать умы и глаза зрителей можно невероятным и нечеловеческим контентом, катаясь в драной майке с плеча своего хореографа, а не только сверкать стразами, на которые нельзя безопасно смотреть без сварочной маски. Только Юдзуру Ханю остаётся верен себе и своим плюшевым и латексным костюмам. Но ему можно, он такой один.

Женщины: Прогресс и доминирование России

В женском катании картина похожая на то, что произошло в мужском катании: невероятный скачок контента и оценок. Сравниваем.

2005 год: Ирина Слуцкая побеждает со всеми тройными прыжками, включая каскад лутц-риттбергер. За две программы в сумме она набрала чуть больше 192 баллов. Из тех, кто когда-либо исполнял/пытался исполнять ультра-си элементы, во всём списке участниц только Мики Андо, которая немного раньше приземлила первый в истории четверной сальхов. На том чемпионате мира она его, конечно, не прыгала и в тройку не попала.

Саша Коэн, Ирина Слуцкая и Каролина Костнер / Фото: © Jamie McDonald / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

2021 год: Анна Щербакова побеждает со всеми тройными прыжками, падением с четверного флипа и каскадом лутц-риттбергер, набрав чуть больше 233 баллов.

В 2005 медалистки Коэн и Костнер о четверных и тройном акселе не помышляли, зато в 2021 серебряный призёр Туктамышева сделала тройной аксель и в короткой, и в произвольной, а Александра Трусова зашла на пять четверных, совершив революцию и небольшой переворот в умах.

Ну и главное: впервые в истории российские одиночницы заняли весь пьедестал чемпионата мира. 16 лет назад об этом даже мечтать было сложно.

Некоторые изменения произошли и в музыке, и в костюмных предпочтениях. В 2005-м на вершине ледовых чартов была русская классика. Слуцкая каталась под музыку из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича, Коэн — под «Щелкунчика» Петра Чайковского, Костнер — под фортепианный концерт Сергея Прокофьева. Среди медалисток 2021-го двое, Щербакова и Трусова, катали современную классику и классику «постарше». У Щербаковой — Массне и упоминаемый уже сегодня Филип Гласс, у Трусовой «Secret Garden» и музыка Сергея Прокофьева. Только Туктамышева избрала другой путь: хит Билли Айлиш и музыка современного не очень известного композитора.

Александра Трусова / Фото: © Linnea Rheborg / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Из костюмов продолжает уходить вычурность и театральность, но все никак не уйдёт насовсем. Можно даже выделить два основных модных течения: «дорого и лаконично» и «просто дорого». На девичьих соревнованиях можно встретить платье без единого камня, а можно такое, что сразу видно: гигант по продаже блестящих кристаллов Swarovski сегодня стал богаче ещё на пару миллионов.

Казалось бы, со времён московского чемпионата мира и туринской олимпиады прошло столько времени, что сравнивать их с прошедшим чемпионатом и грядущими Играми невозможно. Но у эпохи Слуцкой и Ламбьеля гораздо больше общего с современной эпохой квадов, чем кажется на первый взгляд. Как минимум то, что российское фигурное катание все еще на коне. Ну, и что непобедимая любовь к стразам прошла очередную проверку временем.

Читайте также: