Тутберидзе и Винер для вдохновения, тема абьюза и дебют Медведевой в кино: в России сняли сериал о фигурном катании

Тутберидзе и Винер для вдохновения, тема абьюза и дебют Медведевой в кино: в России сняли сериал о фигурном катании
Фото: © Илья Галстанг
Впечатления со съемок и ожидания от премьеры.

Недавно в Санкт-Петербурге закончились съемки сериала «Последний аксель», в котором актеры профессионально катались на льду, а бывшие спортсмены перевоплотились в хореографов, постановщиков, актеров и даже операторов. 

Авторы задумали раскрыть изнанку большого спорта, сложные характеры фигуристов и их наставников, а также тему тяжелых семейных отношений. Команда несколько месяцев жила в строгом спортивном графике, вдохновлялась и наблюдала за топовыми тренерами по фигурному катанию и художественной гимнастике. 

Все это волшебство происходило в Санкт-Петербурге, в основном ночью в знаменитом ДС «Юбилейный». Корреспондент «Матч ТВ» посетила одну из финальных съемок сериала «Последний аксель» и пообщалась с создателями и участниками проекта.

Читайте в этом материале:

  • Как соседствуют темы спорта и абьюза
  • Кого воплощает актриса Подкаминская в роли главного тренера
  • В чем разница между жестким тренером и абьюзером по мнению Алексея Ягудина
  • О суровом спортивном графике и полном погружении актеров в мир фигурного катания
  • Почему в Петербурге нашли облики сразу нескольких городов
  • Медведева, Федичкина и другие фигуристы как открытия в киноиндустрии
Евгения Медведева, Валерия Богданова, Федор Федотов и Ангелина Загребина / Фото: © Яна Ситникова

«Фигурное катание — абсолютно обделенный вид спорта с точки зрения кинематографа» 

По сюжету юная фигуристка-одиночница Катя уезжает из родного Ульяновска после внезапной гибели своего отца — домашнего тирана. Она стремится в Москву, чтобы попасть в команду самого авторитетного и сурового тренера Марины Артаковой. Девушка верит, что этот наставник — ее единственный шанс добиться успеха в большом спорте. Под руководством «железной леди» фигурного катания Катя разучивает прыжки ультра-си, истязает свой организм тренировками, борется со страхами и конкурентками, в разные моменты идет на компромиссы с совестью. Они с тренером готовятся покорить чемпионат мира по фигурному катанию, а для главной героини тайная цель — забрать с помощью спортивного гранта маленькую сестру, которая осталась в детском доме в родном Ульяновске.

— В нашем проекте сталкиваются два мощнейших явления — фигурное катание и абьюз. Абьюз в самом широком смысле этого слова. Главная героиня, столкнувшись с домашним насилием, проходит путь освобождения и перерождения, — рассказывает автор идеи сериала, генеральный продюсер и основатель SPACE Production Дарья Легони-Фиалко. 

Это история не только про спорт. Здесь и детективная линия, и извечные конфликты «отцов и детей»: не только абьюз, а и гиперопека. Микс-жанр, который держит в напряжении все 8 серий. В целом, история посвящена человеку со льда, именно внутреннему миру разных представителей спорта.

По словам продюсеров «Последнего акселя», идея возникла у них несколько лет назад, когда они осознали, что в России практически нет ни одного сериала на тему фигурного катания. Когда-то на заре популярности ледовых шоу сняли сериал «Жаркий лед», но с тех пор прошло много лет. 

— Абсолютно обделенный вид спорта с точки зрения кинематографа. А ведь он настолько эстетический, киношный: все эти костюмы, прыжки, взлеты, рапиды… Так красиво, что хочется снимать! — говорит генеральный продюсер и основатель SPACE Production Екатерина Ласкари.

Консультантом сериала стал олимпийский чемпион в мужском одиночном катании Алексей Ягудин. Он много работал на съемочных площадках, объяснял артистам и режиссеру технические моменты и внутреннюю кухню своего вида спорта.

 — Я рад, что в последние годы появляется все больше спортивного кино. Эта тенденция началась с «Легенды № 17» про нашу великую хоккейную сборную СССР. В таких фильмах показывают человеческие эмоции. Зрителю интересно изучать спортсмена именно с этой стороны, — отметил Ягудин.
Алексей Ягудин / Фото: © Илья Галстанг 

Сюжет сериала вымышленный, все образы собирательные. 

— Мы не хотели копировать чьи-то биографии, но взяли за основу жизненные истории, которые нам рассказали фигуристы. Причем мы ориентировались на образы тренеров из разных видов спорта. Наблюдали и за Ириной Винер, и за Этери Тутберидзе. В нашей Артаковой (главном тренере) соединились черты разных людей: она беспринципна, не идет ни на какие компромиссы с совестью и учениками, — пояснил режиссер проекта Анарио Мамедов.

Роль сурового тренера исполнила актриса Елена Подкаминская, более привычная зрителю в комедийных амплуа. Она рассказала, что погрузиться в характер персонажа ей помогло знакомство с процессом тренировок в спорте высших достижений и особенно наблюдение за работой выдающихся тренеров. Чуть ранее у Елены был опыт игры в пилотном проекте роли главного тренера сборной по художественной гимнастике, прототипом которой была Ирина Винер. Актриса погрузилась в просмотр многочисленных видеоматериалов с участием знаменитого тренера, даже поприсутствовала на ее тренировках, наблюдала за стилем общения с ученицами и, главное, как Винер настраивает на достижение предельного результата. 

— Улавливала ее магию интонации, жеста и взгляда, записывала четкие и порой безапелляционные фразы — все запечатлелось в памяти, — вспоминает актриса.
Елена Подкаминская / Фото: © Марина Чернышова-Мельник 
— Перед съемками «Последнего акселя» я также посмотрела много видео с Этери Тутберидзе, хотя режиссер предупредил, что в фильме нет конкретного прототипа. Но погружение в мимическую, интонационно-речевую и пластическую форму существования создателя непревзойденной школы фигурного катания мне очень помогло в построении образа моей героини. Взгляд, скупость во внешних проявлениях эмоций, визуальный облик, острота и точность интонаций, предельная сосредоточенность и нацеленность на результат и в связи с этим отсечение всего лишнего — вск это от восприятия мною Этери преломилось в работе над образом Марины Артаковой, — говорит Подкаминская.

Наблюдая за миром спорта высших достижений, актриса увидела — для человека, вступающего на этот тернистый путь, он часто неминуемо связан с жертвой. Драматизм ситуации затрагивает и тренера:

 — Тренер, нацеленный на результат, должен быть строг и беспощаден не только к себе, а прежде всего к своему воспитаннику. Тем более если ведет ученика к первому месту годами в условиях жесточайшей конкуренции. Я заметила, как тренеры часто «бьют» словами своих воспитанников: «Я тебе что сказала? А ты что сделал? Когда это будет?» А этот жест рукой, чтобы спортсмен подошел ближе для разбора полетов — жест императивный, не допускающий возражений! Дети молча смотрят и проглатывают такое отношение, внешне воспринимаемое как унижение. Они привыкли, что их редко хвалят и все время критикуют. Но что остается тренеру, если все должно быть подчинено чемпионскому результату на пределе возможного, а часто и невозможного?! В этом драматизм, а порой и трагедия тренера-человека. Часто это ломает его ученика, но мир конкуренции в большом спорте беспощаден. Он, конечно, не для слабых духом и телом. Это своеобразное каждодневное геройство, и я перед этим преклоняюсь, — делится Елена. 

Сама она поняла, что никогда не отдаст в эту стихию своих детей.

Елена Подкаминская / Фото: © Илья Галстанг 

Однако исполнители главных ролей призывают зрителя различать грань между жесткостью тренера и жестокостью. Тема абьюза, отраженная в сериале, больше присутствует внутри семьи главной героини. Спорт же показан с точки зрения трудного пути к вершине, на котором важно преодолеть массу испытаний. 

— Вы видите фигуриста, когда он выходит на прокат. А за кадром остается целая жизнь, бытовые и эмоциональные трудности. С абьюзом в фигурном катании я никогда не сталкивался. Просто есть требовательные тренеры, знающие свое дело. Такой была Татьяна Анатольевна Тарасова, когда мы с ней работали, — жесткой в своих мыслях и задачах. Мы русские — вообще романтики внутри, очень креативные, любим проявлять эмоции. Но это ни в коем случае не жестокость. Я только в интернете видел пару моментов, как тренер бьет детей на занятиях. Это единичные случаи, и таких педагогов, конечно же, надо увольнять, — пояснил свою позицию Ягудин. 
Татьяна Тарасова / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

Для Елены Подкаминской ее героиня внутренне — человек высокой духовности и справедливости.

— Я особое внимание уделяла моментам, где эти качества высвечиваются и раскрывают ее душевность. Такие тренеры способны одним только взглядом расправить у ученика крылья. Для меня такие эпизоды и сцены — самые дорогие: было бы крайне нехудожественно сыграть роль бездушного, жесткого тренера, озабоченного только первым местом и собственной карьерой, — заключает актриса.

«Мы селили артистов в холодные ангары зимой. Там они репетировали» 

Вся актерская команда «Последнего акселя» глубоко погрузилась в мир фигурного катания задолго до начала съемок. Режиссер, артисты и операторы ходили на тренировки групп Алексея Мишина и Евгения Плющенко, чтобы вживую наблюдать за работой спортсменов и тренеров. Они были на многих московских катках, а в Петербурге обошли все катки, где тренируются фигуристы сборной страны. Снимали атмосферу на льду, в коридорах и раздевалках. Так продолжалось в течение двух месяцев и затем во все выходные от съемок.

Режиссер Анарио Мамедов сравнивает вектор подготовки актеров с созданием американской военной драмы «Спасти рядового Райана», когда будущих исполнителей главных ролей фильма заранее отправили в казармы, чтобы прочувствовали атмосферу армии. 

— Так и мы селили артистов в холодные ангары зимой. Там они репетировали, и многие сделали прогресс от шаткого стояния на коньках до уверенного катания, выучили базовые элементы. Они так научились, что могут теперь выступать в ледовых шоу, — говорит режиссер.
Фото: © Илья Галстанг 

Артисты действительно жили по спортивному графику: тренировки в 8 утра, затем ОФП и разминка. Потом занятия на льду и хореография. Также у каждого актера был дублер — профессиональный фигурист, выполнявший самую сложную часть элемента. Дублеры много занимались со своими кинопартнерами индивидуально, чтобы добиться гармоничного исполнения.

— Мы с моим дублером Алиной Устимкиной работали так: перебежку вперед и назад делаю я сама, оператор снимает мое лицо крупным планом. Потом Алина заходит на прыжок, и оператор снимает работу ног. Мы вдохновлялись фильмом «Тоня против всех» (про американскую фигуристку 90-х годов Тоню Хардинг, обвиненную в попытке физически устранить главную конкурентку. — «Матч ТВ») с Марго Робби в главной роли. Если зритель внимательно посмотрит, он увидит эту гармоничную работу оператора, актрисы и дублера. Мы с Алиной старались воспроизвести, — рассказывает Алиса Лозовская, сыгравшая в сериале фигуристку Александру (одну из соперниц главной героини).

В актерской команде сериала было 4 человека, имеющих опыт в фигурном катании. Во-первых, Алексей Ягудин, исполнивший роль хореографа, — его регалии всем известны. Елена Подкаминская выступала в «Ледниковом периоде» в паре с чемпионом США Петром Чернышовым и даже дошла до финала проекта. По признанию актрисы, за минувшие 6 лет она ни разу не надевала коньки. Но когда сделала это на съемках, тело вспомнило все навыки. Роль киносына Подкаминской сыграл Федор Федотов — звезда новогодней картины «Серебряные коньки». Он с детства играл в хоккей, а в том фильме освоил еще и фигурные коньки. На съемках «Последнего акселя» молодой человек выучил почти все прыжки. Также одну из фигуристок играет петербургская актриса Валерия Богданова. Она 10 лет профессионально занималась фигурным катанием, является мастером спорта.

Андрей Лазукин в роли дублера / Фото: © Илья Галстанг

Весь съемочный процесс прошел в Санкт-Петербурге — «городе с локациями, где еще никто не снимал». По словам режиссера, здесь шире выбор нестандартных объектов: сталинская архитектура, напоминающая Москву, и панельные дома постройки середины 70-х годов.

— Это у нас был Ульяновск. Вообще стоит в любом российском городе отъехать от центра, и будет Ульяновск, — поясняет Анарио Мамедов. 

Два месяца команда трудилась и жила в режиме ночи: арендовать лед, где происходят основные сцены «Последнего акселя», можно было только в свободное от тренировок время. Я присутствовала на съемке во дворце спорта «Юбилейный», где тренируются ученики Алексея Мишина и часто группа Тамары Москвиной. Этот каток — главная локация. Еще сцены сериала снимали в «Театре балета Бориса Эйфмана» и на горнолыжном курорте «Игора».

«Медведева может пойти по актерской стезе. Я видела на площадке, как ей этого хочется»

Наблюдая за съемками, я обнаружила ряд любопытных дебютов — как известные фигуристы открывают себя в новых амплуа.

Победительница престижных международных турниров, 19-летняя одиночница Алиса Федичкина была хореографом сериала. Она учила актеров кататься, затем сама ставила им программы и хореографию. «Музыку мы подбирали вместе с режиссерами — в соответствии с сюжетной линией. А я уже делала постановку, ставила осанку, продумывала все движения. После наших занятий актеры выполняют максимум из того, чему научились. Они уверенно двигаются на коньках, а техническая база — за дублерами. Во время съемок я участвовала во всех сменах: настраивала актеров, напоминала им, если что забыли по исполнению программ», — рассказала Алиса. Ее пригласили в проект как тренера школы Мишина: после ухода из спорта фигуристка тренирует детей.

Парница Алина Устимкина также участвовала в тренировках актеров и постановке им хореографии. Она была дублером Алисы Лозовской и сыграла маленькую роль на экране. Как рассказала фигуристка, у нее с партнером Алексеем Рогоновым были хорошие контракты на ледовые шоу в Европе, но их отменили из-за пандемии. 

— Леша сейчас проводит сборы, а я занимаюсь учебой, сдаю на права и делаю то, чем не успевала заняться много лет. Мы подписали новый контракт и скоро едем выступать в шоу — ждем этого с нетерпением. В будущем я бы хотела сняться в кино на тему фигурного катания, — поделилась Устимкина.

Чемпион мира среди юниоров Нодари Маисурадзе работал в сериале ледовым оператором: он снимал все сцены, происходящие на льду. Виртуозно двигая большой камерой, Нодари ловил интересные ракурсы и отлично запечатлевал их на скорости. Кто, как не фигурист со стажем, мог бы с этим справиться? А еще он заранее помогал адаптировать все программы актеров под съемку: оформил движения так, чтобы они органично смотрелись в кадре.

Нодар Майсурадзе / Фото: © Марина Чернышова-Мельник  

Оказывается, Нодари уже 7 лет профессионально занимается съемками. 

— Начинал для себя ради интереса, затем пошли коммерческие заказы (рекламные фото и видео для соцсетей). Пару лет назад в Японии я снял короткометражный фильм по задумке Ари Закаряна. Сам все монтировал, и скоро вы увидите кино на экранах. Там мы собрали сразу несколько олимпийских чемпионов. Вообще, съемки теперь мое любимое ремесло. Я все время учусь, совершенствуюсь и набираюсь опыта. Иногда выступаю в ледовых шоу, но за 30 лет работы на коньках устал от этого. А работу с камерой я обожаю, — говорит Нодари.

Двукратная чемпионка мира Евгения Медведева сыграла в «Последнем акселе» маленькую роль камео. Продюсеры хотели дать фигуристке больше экранного времени, но ее плотный график не совпадал со съемками. 

— Пришлось уменьшить появление Жени до яркой вспышки. Но все равно фанаты увидят ее в кино. А главное, Женя может пойти по актерской стезе. Я видела на площадке, как ей этого хочется: глаза горели, она тщательно готовилась, учила тексты. Было понятно, что Жене эта дорога интересна. У спортсменов ведь большая проблема: не найти себя после окончания карьеры, только тренерская деятельность. Надеюсь, мы помогли Жене определиться с будущей профессией. Как знать, а вдруг мы открыли ей путь в кино? — размышляет генеральный продюсер сериала Екатерина Ласкари.

Премьера сериала, вдохновившего актеров и фигуристов поменяться ролями, запланирована на конец года. Название киноленты, по словам авторов, сочетает в себе элемент этого вида спорта и драматичное предвкушение.

— У нашего тренера своя личная история: к концу фильма ее сын уходит из спорта. Человек, в которого она вложила всю душу и рассчитывала сделать чемпионом, в итоге принимает решение, какому мама отнюдь не рада. Она переживает свою драму, — приоткрывает тайну продюсер. 

Но, возможно, и для главной героини аксель, который она прыгнет в финале, будет последним. Эта некая метафора кино.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.