Рика Кихира не хочет проигрывать российским фигуристкам. Зачем ей нужен тренер Медведевой?

Рика Кихира не хочет проигрывать российским фигуристкам. Зачем ей нужен тренер Медведевой?
Рика Кихира / Фото: © Soenar Chamid / sportfotografie.nl / Global Look Press
Олимпийская гонка начинается уже сейчас.
  • Ещё не во всем мире возобновились полноценные ледовые тренировки у фигуристов после пандемийного перерыва, как японская федерация сделала серьезный шаг в сторону подготовки своей команды к Олимпиаде-2022. 
  • 13 июня стало известно, что первый номер женской сборной Японии 17-летняя Рика Кихира начинает сотрудничество с Брайаном Орсером — одним из самых успешных тренеров последнего десятилетия.
  • Прямо сейчас у него в группе числятся, например, двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю и двукратная чемпионка мира Евгения Медведева. Кроме Ханю, Орсер привел к медалям главных турниров планеты кореянку Ким Ю-На и испанца Хавьера Фернандеса.

«Матч ТВ» рассуждает, зачем Кихире второй тренер, поможет ли это Японии получить медалистку ОИ-2022 в женском одиночном катании, а также как сотрудничество Кихиры и Орсера отразится на Евгении Медведевой.

Евгения Медведева / Фото: © РИА Новости / Нина Зотина

Кто такая Рика Кихира?

Если вам кажется, что кроме россиянок, в мире не существует сильных спортсменок, это не более чем приятное и опасное заблуждение. То, что соперников нельзя недооценивать, давно известно во всех сферах жизни с конкурентной средой, начиная от военной и заканчивая предпринимательской.

Так вот Кихира — сильнейшая соперница российских фигуристок с начала постпхенчанского олимпийского цикла. За два взрослых сезона, один из которых получился усеченным из-за пандемии коронавируса, она стала двукратной победительницей чемпионата четырех континентов, выиграла финал Гран-при 2018/2019, чемпионат Японии, два золота и два серебра на этапах Гран-при и ряд других медалей на международных стартах. Это при том, что с самых первых турниров Рика соревновалась с Евгенией Медведевой, Алиной Загитовой, Елизаветой Туктамышевой, а в прошлом сезоне к ним всем добавились еще три вундеркинда Тутберидзе — Александра Трусова, Анна Щербакова и Алена Косторная.

В этих непростых условиях Кихира установила два мировых рекорда в короткой программе и один — в произвольной. Правда, ни один из них на сегодняшний день не уцелел — короткая была бита Алёной Косторной, а произвольная — Алиной Загитовой, а потом и Александрой Трусовой.

Кихира, подобно Трусовой и Щербаковой, вошла в историю как первая исполнительница уникального прыжкового элемента — сложнейшего «мужского» каскада тройной аксель — тройной тулуп.

Рика Кихира / Фото: © REUTERS / Dom Gagne-USA TODAY Sports

Ей почти сразу повезло с домашним чемпионатом мира (в 2019 году он проводился в Японии), в то время как большинству спортсменов ни разу в карьере не удается выступить в родных стенах. Не повезло только с нервами — ничем другим объяснить роковую «бабочку» Кихиры вместо тройного акселя в короткой программе в Саитаме нельзя. Именно той ошибкой она проиграла не только медаль, но и кредит веры в себя — перфекционистам переживание собственного несовершенства дается особенно тяжело.

Как итог, прошлый сезон Рика провела не так ровно и убедительно, как первый. А еще ее мучали последствия травмы ноги, из-за которой она была вынуждена исключить из программы дорогостоящий тройной лутц. Лутц — технически сложный прыжок, требующий контроля на отталкивании и удержания наружного ребра, что практически невозможно сделать при болях в опорной ноге.

Без лутца Кихира почти 9 баллов проиграла Алене Косторной на Гран-при Японии — и это при том, что она исполняла те же три тройных акселя, что и россиянка.

Почему именно Брайан Орсер?

Японию в силу культурных и исторических особенностей отличают две вещи: граничащая с безумием преданность выбранной цели и стремление до последнего сохранять верность своим корням — семейным, учебным и профессиональным. На практике это означает, что японцы могут всю жизнь проработать на одном месте из чувства уважения и долга к тому, что когда-то начинали карьеру именно здесь. Но при этом если перед ними стоит высокая цель для блага личности, семьи и тем более страны — они готовы на любые перемены.

Фигурное катание настолько популярно в Японии, что любые инвестиции в развитие фигуристов будут оправданы и эффективны. И если в мужском одиночном есть Ханю, чьи позиции непоколебимы, пусть даже он будет соревноваться в обморочном состоянии, то в женском одиночном пока все не так однозначно. С одной стороны, есть сильная внутренняя конкуренция с участием Сатоко Мияхары, Каори Сакамото, Вакабы Хигучи, Рики Кихиры, Марин Хонды, Маи Михары. С другой, у всех них есть какие-то видимые спортивные изъяны — недокруты, проблемы с ребрами на флипе и лутце, отсутствие персоналити, подвижная психика. Наиболее универсальным солдатом среди всех кажется как раз Кихира, к тому же она моложе большинства подруг по сборной, а значит, может кататься еще пару олимпийских циклов.

Для Японии это важно, потому что долгожительство у них распространяется на сферу спорта тоже. Все культовые японские фигуристы отличаются продолжительными карьерами — зрителям, готовым тратить тысячи долларов на билеты, игрушки и вип-встречи, требуется время, чтобы по-настоящему полюбить своих идолов.

По словам Кихиры, у Орсера она рассчитывает научиться новым вращениям, научиться комбинировать шаги и прыжки и вообще узнать многое, наблюдая за лучшими фигуристами.

Парадокс в том, что Рика и так достаточно хороша. Она — этакий японский вариант нашей Алёны Косторной. Фигуристка, сбалансированная по сложности прыжков и красоте катания, только менее стабильная. Хотя для достоверного сравнения стабильности Кихиры и Косторной было бы правильным посмотреть, как Алена проведет второй сезон по мастерам.

У Кихиры и сейчас есть добротные программы, уверенное скольжение и качественные непрыжковые элементы. Единственное, чего явно не хватает — четверных прыжков при наличии тройного акселя, яркости в презентации и работы со зрителем. Это не было проблемой при достаточном техническом превосходстве Рики над соперницами, но с выходом на арену русских квадисток стала иметь значение каждая мелочь.

Японская федерация понимает законы победы лучше других, потому и стремится расширить возможности своей главной надежды в женском одиночном катании. Не отказываясь от Мие Хамады, заложившей Рике грамотную технику, воспользоваться услугами проверенного успехами Ханю канадца Брайана Орсера для интенсивного развития фигуристки — по-японски разумный вариант.

Соперничеству с Медведевой — быть?

У взаимоотношений Медведевой и Кихиры есть чисто математическая закономерность. Очно они встречались на соревнованиях четыре раза с суммарным счётом 3:1 в пользу японки. При этом наиболее чувствительное поражение всё-таки понесла Рика, когда в Саитаме три десятых проиграла Евгении, уступив тем самым бронзовую медаль чемпионата мира.

В остальном противостояние Медведева — Кихира пока что скорее надуманное, чем имеющее под собой какой-то реальный конфликт интересов, к тому же речи о полноценном переходе в «Торонто Крикет Клаб» с отказом от услуг Мие Хамады не идет. Именно Хамада остается основным тренером, а Осака — основным местом тренировок Рики Кихиры. Значит, делить один лед и внимание Орсера фигуристки будут лишь время от времени, а не в ежедневном режиме. А это уже совсем другой уровень напряженности.

Да и про то, как подгоняемые конкуренцией Медведева и Кихира наперегонки сразу запрыгают четверной сальхов, говорить пока тоже преждевременно. Значимость конкуренции внутри отдельной группы вообще теряет смысл, когда последние два сезона и без того всем показали — усложняйся, или проиграешь.

Читайте также: