Что нужно знать про чемпионат мира по велоспорту

Что нужно знать про чемпионат мира по велоспорту
Фото: © Instagram*

Велоспорт развивается во всем мире, кроме России. Еще недавно казалось, что страны скандинавского полуострова представлены в этом виде крайне слабо, единичными спортсменами, а из тех, кто оставался в памяти, была лишь четверка братьев Петтерссонов, выигравшая три чемпионата мира подряд (1967-1969) в командной разделке старого типа. Они же стали серебряными призерами Мехико-1968 в этой дисциплине, проиграв только голландцам.

Но время меняется, норвежцев и шведов в пелетоне все больше, женский велоспорт отвоевывает себе место под солнцем, и вот, в 2017, главный однодневный турнир профессиональных велогонщиков заехал в Норвегию. С 17 по 24 сентября, всего в 600 километрах от северного полярного круга, в Бергене, пройдет чемпионат мира по шоссейному велоспорту.

Вы прочитали правильно, а я не опечатался. В рейтинге профессионального велоспорта чемпионат мира, проводящийся каждый год, стоит выше, чем Олимпиада, проходящая раз в четыре года. За чемпионат мира больше платят, по итогам победы можно получить отличный контракт и приятный бонус – чемпион мира весь следующий год выступает в специальной майке, с «радужными полосками» (на самом деле там другой порядок цветов, конечно). За Олимпиаду дают медаль и, в большинстве стран, фотосессию с кем-то из правительства. И всё.

Программа

Нынешний чемпионат пройдет по уже давно накатанной схеме, открывать его будут две командные гонки с раздельным стартом. Эта дисциплина заменила собой аналогичную гонку старого типа. Сейчас на старт выходят шесть спортсменов, и они едут примерно 40-45 километров, а раньше выходили четверо и ехали 100. Старый формат ностальгически воспевается до сих пор, но пора признать – он был не сильно зрелищен для обычных людей. Новый – гораздо более динамичен.

Командные гонки у мужчин и женщин проводятся не между национальными сборными (попробуй найди девять гонцов такого класса в одной стране!), а между профессиональными командами, которые за сезон подобную гонку едут не раз и не два, так что к ней подготовлены и и скатаны.

У женщин на старт выйдут девять команд, наших гонщиц двое, Ольга Забелинская и Маргарита Сырадоева, обе едут за «Bepink Cogeas».

У мужчин от России выступит Сергей Чернецкий в составе «Астаны» Мужские команды представлены более массово, семнадцатью коллективами.

В понедельник, 18 сентября, начнутся индивидуальные гонки с раздельным стартом у юниоров и молодежи. Мария Новолодская и Дарья Малькова поедут шестнадцать километров «разделки» среди юниорок, а Павел Сиваков и Дмитрий Страхов – дистанцию 37 километров среди мужчин моложе 23 лет.

Вторник также отдан раздельному старту: парни-юниоры пролетят дистанцию 21,1 км. (от России там Глеб Кугаевский и Никита Мартынов), а затем эту же дистанцию поедут женщины. Сборная России: Ольга Забелинская и Ксения Цымбалюк.

Среда полностью принадлежит мужчинам-раздельшикам. Их ждет дистанция 31 километр, за Россию поедут Ильнур Закарин и Александр Евтушенко.

Четверг – выходной, перегруппировка сил, разработка тактики на групповые гонки, которые будут завершать чемпионат.

Пятницу откроют юниорки групповой гонкой на 76,4 км. За нашу страну едут Ксения Новолодская, Александра Степанова, Гюнель Мехтиева и Алена Петченко. Следом после юниорок, в 14 часов по местному времени, уже мужчины, но еще моложе 23 лет, катнут 191 км своей «пачки» (сленговое название групповой гонки). Наши – Павел Сиваков, Дмитрий Страхов, Николай Черкасов, Артем Ныч и Пётр Рикунов.

Суббота, предпоследний день чемпионата. С утра юниоры поедут группу на 135,5 км. Сборная России: Никита Мартынов, Антон Втюрин, Владислав Степанов и Антон Попов. Сразу после ребят будет дан старт женщинам, дистанция 153 км., от России выйдут Ольга Забелинская, Анастасия Яковенко, Светлана Кузнецова, Ксения Добрынина и Анна Потокина.

Ну и наконец в воскресенье главная гонка турнира – мужчины, «пачка», 277 км. Шестерка наших: Ильнур Закарин, Максим Бельков, Вячеслав Кузнецов, Сергей Чернецкий, Иван Савицкий и Александр Порсев.

Трассы

Под командную разделку у обоих полов трасса идентичная. Холмистость умеренная – команды по шесть человек должны пролететь неровности без проблем. Сложных мест видится два: тягун длиной 1400 метров, с перепадом высот в 102 метра и максимальным градиентом 9,1% (из-за усталости команды могут развалиться) – и предфинишная «шпилька» в Сандвикене (опять же, на фоне усталости могут быть падения).

«Разделки» у всех, кроме взрослых мужчин, пройдут по кольцам, где наивысшая точка расположена примерно в середине трассы. Это означает, что вся вторая половина в значительной степени идет под спуск. Спускаться на велосипеде под раздельный старт удовольствие малоприятное, так что стоит ждать падений.

Мужская гонка с раздельным стартом должна перевернуть вообще все традиции этой дисциплины на чемпионатах мира, и всё из-за финиша. Последние 3400 метров тридцатикилометровой дистанции представляют собой подъем с перепадом высот 311 метров, средним градиентом 9,1% и максимальным 10,2%. Это очень тяжелый участок, который может оказаться камнем преткновения для классических тяжелых раздельщиков, но даст преимущество легким гонщикам, среди которых и наш Ильнур Закарин.

Для групповой гонки проложен круг, длиной 19,1 км. Наивысшая точка круга посередине, затем спуск и последние четыре километра достаточно ровные, но с двумя поворотами под прямым углом непосредственно перед финишем.

Построение групповых гонок, таким образом, будет следующим: юниорки поедут четыре круга, женщины восемь кругов, юниоры проедут сначала 57,4 км., затем выскакивают на этот круг и проезжают его четыре раза. Мужчины моложе 23 лет проедут десять кругов, а взрослые мужчины, аналогично юниорам, сначала 57,4 км., затем выезжают на круг и пролетают по нему 11 раз.

Прогнозы

Прежде всего – это Норвегия, север и сентябрь. Погода может измениться в любой момент, поэтому что-то прогнозировать крайне сложно. Разделка под дождем вообще превращается в лотерею.

Если брать сухую погоду, то исходя из специфики трасс, можно говорить о шансах Забелинской и Закарина в индивидуальной разделке. Женский профиль вполне подходит Ольге, а финальный подъем мужской гонки – Ильнуру.

Про молодежь ничего не могу сказать, прежде всего по причине плохого знания соперников наших юниоров и андеров. В этом возрасте черти из табакерки выскакивают регулярно.

Групповые гонки бесполезно предугадывать из-за огромного количества вариантов. Если наши спортсмены покажут слаженную, осознанную работу на лидеров, а не будут кататься каждый сам за себя, то это уже можно считать хорошим выступлением.

Фото: Instagram*

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.