$580 млн на хайлайтах игр НБА. Как блокчейн помогает лиге быть ближе к болельщику

Урок футбольным чиновникам.

После провала футбольной Суперлиги мало кто был готов слушать дальше ее главных публичных идеологов — Аньелли и Переса, президентов «Ювентуса» и «Реала». Несвоевременность их разъяснений и гневный настрой футбольной толпы заглушил те мотивы, которыми руководствовались неудавшиеся (пока!) революционеры. Защищаясь, они оправдывали вероломство отчаянной необходимостью срочных перемен и ссылались на цифры статистики, которые, как известно, не врут.

Цифры эти говорят о том, что футбол шаг за шагом теряет молодую аудиторию. Фокус сместился на экраны смартфонов, вместо просмотра длинных матчей болельщики все чаще предпочитают обзоры и хайлайты. Это часть большой проблемы всех видов спорта — сегодня нельзя оставаться только в телевизоре. Конкуренция за внимание и время стремительно растет, а значит нужно искать другие точки соприкосновения с фанатом и его деньгами.

И тут европейскому футбольному хозяйству есть что перенять у заокеанских коллег. Например у НБА, которая постоянно ищет способы развлекать старую аудиторию и привлекать новую. Среди множества высокотехнологичных проектов и партнерств, в которых участвует лига, особенно выделяется NBA Top Shot — блокчейн-платформа, на которой за полгода зарегистрировалось уже более 800 тысяч пользователей. 500 тысяч при этом регулярно общаются между собой во внутреннем чате.

Что такое NBA Top Shot

Это маркетплейс под лицензией НБА, который создала канадская компания Dupper Lab, работающая в сфере блокчейн-проектов. Фактически — это новый способ коллекционирования спортивных карточек с элементами криптовалюты. Только это не совсем обычные карточки — на платформе NBA Top Shot выпускаются, хранятся и перепродаются видеонарезки топ-моментов НБА всех времен, упакованные в наборы разной степени ценности. Каждый данк, блок-шот или важный бросок выложен с трех ракурсов, буквально по 3-4 секунды. Некоторые стоят 10 долларов, какие-то — 10 тысяч, редкие — свыше 100 тысяч. Всего с момента создания на платформе было совершено сделок на общую сумму свыше 580 миллионов долларов.

Но ведь эти моменты легко можно посмотреть в доступных обзорах — зачем люди покупают это? Для понимания придется вникнуть в еще один термин — NFT.

Что такое NFT

Non-Fungible Token или невзаимозаменяемый токен — это сертификат уникальности цифрового объекта. Он подтверждает право на владение любым мультимедиа файлом, выпущенном на блокчейне. Можно прикрепить NFT к мему, видео, картинке или даже гифке с котиком — неповторимость кода заверит виртуальный объект гарантированными атрибутами подлинности, без которых диджитал-арт не продать. Если это будет самая обычная гифка с котиком, то никто ее у вас и не купит, а вот если это, к примеру, Nyan Cat, старинный визуально-музыкальный мем из 2011 года, — то еще как купят, причем за хорошие деньги. Неизвестный покупатель заплатил более полумиллиона долларов, но не за саму картинку, ведь ее легко можно найти и скачать, а за право владения ее подлинником. Логика простая — если оригинал картины «Крик» Эдварда Мунка стоит почти 120 миллионов долларов, а ее даже самая точная копия не стоит практически ничего, то почему все должно быть иначе в случае с нематериальными предметами современного искусства?

https://twitter.com/137pm/status/1363903877385453574

Как работает платформа

Но это все равно пока не до конца проясняет, почему за видео с данками люди платят сотни тысяч долларов. NBA Top Shot выпускает три вида карточек (моментов, токенов, NFT — в данном случае это синонимы): Обычные (Common) — тираж от 10 000 карточек, Редкие (Rare) — тираж от 500 до 4 999 карточек и Легендарные (Legendary) — тираж от 25 до 499 карточек. Есть еще Ultimate — этот вид карточек еще даже не выпускали, там будут самые дорогие сердцу (и кошельку) болельщика эпизоды. Создатели, кажется, осознанно задерживают релиз, наращивая дополнительный ажиотаж.

Кстати, ценность карточки определяется не только красотой и важностью момента или, к примеру, крутостью баскетболиста. На стоимость влияет тираж, в котором выпущен этот момент, порядковый номер внутри тиража (чем меньше — тем дороже), дата выпуска, количество прежних владельцев и еще много факторов.

https://twitter.com/GodsGift0317/status/1394085738506080265

Моменты можно купить двумя способами. Первый — в день релиза очередного пака (набора), но для этого придется отстоять огромную виртуальную очередь. Никто не знает, какие карточки будут в купленном наборе, так что ажиотаж тут приличный — вам может попасться совершенно уникальный и дорогой данк Леброна, а могут несколько бросковых моментов, которые стоят даже меньше, чем сам пак. Наборы тоже бывают разные — для того, чтобы просто встать в очередь на премиум-вариант, который гарантированно дает вам легендарную (редкую, а значит — дорогую) карточку, вам придется выполнить какие-то условия. Например, собрать коллекцию моментов определенной категории — пусть даже самых дешевых. А это можно сделать, только приобретя эти карточки у того, кому они не очень нужны.

Как это выглядит на вторичном рынке

Тут мы подходим ко второму способу торговли на NBA Top Shot — вторичный рынок, сам маркетплейс. Допустим, вы хотите для себя собрать все моменты со Стефом Карри в финале-2016, но вам немного не хватает для полной коллекции — буквально пары трехочковых. Без проблем — у кого-то же эти карточки точно есть. Все лучше, чем надеяться на то, что желанный момент попадется вам в очередном паке. К тому же, многим из нас знаком азарт коллекционера по журналам Panini — чем меньше наклеек осталось собрать, тем сильнее их хочется заполучить.

Торговля на вторичном рынке подогревается в том числе самой платформой — через челленджи, в которых вам надо за короткий срок собрать набор из определенных моментов. За это вы получите особенную карточку или еще какой-нибудь бонус. Моменты, которые NBA Top Shot предлагает собрать, мгновенно взлетают в цене, создавая готовую площадку для спекуляций.

Разумеется, за каждую сделку, ввод и вывод денег нужно платить определенный процент, который делится между компанией-разработчиком, лигой и профсоюзом. Игрок, чье видео было куплено или продано, тоже получает свою долю. Так НБА дает болельщикам диджитал-аналог привычной формы взаимодействия с кумиром — раньше ты мог показать свою преданность через покупку официальных маек и прочей атрибутики, теперь ты можешь сделать что-то похожее онлайн, да еще и с элементами игры.

https://twitter.com/warriors/status/1387029044823166978

Что будет дальше

Платформу запустили в октябре 2020 года, а уже в январе объем продаж на ней достиг 43,9 миллионов долларов — большая часть покупок при этом совершалась на вторичном рынке. В феврале случился бум — 231,6 миллионов, продолжился он в марте — 230,4 миллионов, но уже в апреле произошел резкий спад — 92,5 миллиона.

У таких серьезных колебаний есть причины. Резкий рост был спровоцирован тем, что проект привлек внимание не только баскетбольных болельщиков, но и тех, кто увидел в купле-продаже моментов возможность для инвестиций и спекуляций, ведь любителей заработка онлайн за месяцы пандемии стало значительно больше. Весеннее падение, как считают аналитики, это обычный откат рынка после первичного ажиотажа. Не добавили активности пользователям и проблемы с выводом денег — процесс верификации может тянуться несколько месяцев, но разработчики связывают это с техническими трудностями и борьбой против мошенничества. Несмотря на эту и ряд других трудностей (Dupper Lab пару недель назад обвинили в незаконной торговле ценными бумагами, к которым истец приравнивает карточки NBA Top Shot), основатели недавно привлекли в проект инвестиций на сумму свыше 300 миллионов долларов. Платформа доказала свою жизнеспособность и теперь будет развиваться дальше.

А идею уже подхватили другие — недавно «Голден Стэйт» объявили о выпуске собственных токенов с моментами чемпионских сезонов, а компания Dupper Lab анонсировала выпуск NFT с лучшими эпизодами боев UFC. И только футбольные функционеры продолжают менять форматы турниров и воевать за денежные потоки. Впрочем, есть надежда, что консервативность чиновников не станет непреодолимой помехой, а связь болельщика с игрой все-таки проявит себя в новых формах, выгодных всем сторонам. Вот интересно, за сколько можно было бы продать NFT с голами Марадоны на ЧМ-1986?

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.