Ровно 30 лет назад на трассе Спа-Франкоршам прошло памятное Гран-при Бельгии. Одиннадцатый этап чемпионата «Формулы-1» 1991 года выиграл Айртон Сенна, которому не помешала даже серьезно забарахлившая коробка передач на его «Макларене». Тем не менее уик-энд вошел в историю не благодаря победе великого бразильца, а из-за дебюта одного молодого и предельно самоуверенного немца по фамилии Шумахер. Будущий семикратный чемпион мира, несмотря на молодость и скромный опыт, оправдал все авансы еще до гонки, затащив добротный, но все же не самый быстрый «Джордан» на седьмое место в квалификации сразу за машинами лидеров. Среди тех, кого впечатлил новичок, оказался босс топ-конюшни Флавио Бриаторе, поэтому уже на следующем Гран-при Шумахер осваивался в одном из лучших болидов. Команда Бриаторе называлась «Бенеттон», и здесь начался невероятный путь мальчика с окраины Кельна к оглушительному триумфу.
Успех Михаэля Шумахера, достигнутый с первой же попытки, безусловно, стал возможен благодаря счастливому стечению многих обстоятельств, подробности которых мир продолжает узнавать до сих пор. Однако история Шуми перед приходом в «Формулу-1» доказывает, что в настоящего профессионала он вырос задолго до поездки в Бельгию.
Первый карт пришлось собирать из мусора, хотя папа Шумахера владел целым картодромом
Родина Михаэля Шумахера расположена в шахтерском городке Хюрт на западе Германии, по сути, являющимся пригородом Кельна. После рождения первенца папа будущего чемпиона, Рольф Шумахер, решил сменить профессию каменщика и заняться бизнесом, для чего арендовал картодром в соседнем Керпене. Доход от трассы был сезонным, потому что зимой полотно заметало снегом и до весны семейство Шумахеров жило на зарплату матери, управлявшей небольшой закусочной. Из-за скромных возможностей родителей мальчик попал в абсурдную ситуацию, где, с одной стороны, в его распоряжении был целый картодром, но ездить по нему было не на чем. Тогда отец сам собрал для него карт, предварительно набрав запчасти на ближайшей автосвалке.
«Когда кто-то выбрасывал старые покрышки, я нес их домой и ставил на карт, а потом выигрывал на нем гонки», — вспоминал сам Шуми в интервью немецким телевизионщикам в 1991-м.
Впервые сев за руль самодельного го-карта в 4 года, Михаэль выступал на «адской машинке» с мотором от мопеда до десяти лет, пока у отца не закончились деньги. К счастью, талант Шумахера заметили в очень раннем возрасте и спонсоры пришли как раз в момент, когда для выступлений на серьезном уровне понадобилось соответствующее финансирование. После этого карьера гонщика быстро пошла в гору и вслед за титулом в юниорском чемпионате Германии по картингу последовали победы на мировом и европейском уровне, а затем успехи в младших «формулах».
Параллельно Михаэль выучился на автомеханика, потратив на занятия в училище почти три года. Правда, работать по специальности ему так и не пришлось, ведь сразу после выпуска перспективного парня нашел Вилли Вебер — человек, сыгравший одну из ключевых ролей в его жизни.
Очередной прорыв после спорной победы над будущим главным соперником
Заработав первое состояние на продаже коллекционной военной формы, Вилли Вебер также успел засветиться в торговле подержанными автомобилями, а затем в гостиничном и ресторанном бизнесе, пока в начале 80-х не основал с компаньоном Клаусом Треллой гоночную команду имени себя — Weber Trella Stuttgart. Конюшня выступала в «Формуле-3», взяв усилиями Йоахима Винкельхока титул немецкого чемпионата, после чего главная звезда покинул коллектив. На замену ему Вебер и позвал Шумахера, замеченного им во время тестов молодых пилотов в Австрии. В первом сезоне Михаэль одержал две победы и стал третьим в Германии, но главное достижение ждало его в следующем, 1990 году. К титулу немецкого чемпиона ему удалось добавить победу на главном смотре юных талантов — Гран-при Макао. Но успех в той гонке получился крайне противоречивым, что в принципе было свойственно карьере Шумахера.
Соревнования по улицам тогда еще португальской колонии проходили в два раунда, и после победы в первом заезде Мике Хаккинену было достаточно приехать вторым с отставанием менее трех секунд от лидера. Лидером в следующем раунде оказался Михаэль Шумахер, который с трудом сдерживал атаки своего финского визави.
Смотреть на YouTubeНа прямой перед последней связкой поворотов Хаккинен пошел в атаку, но Шумахер резко перекрыл ему траекторию, и обе машины столкнулись. Болид финна не смог продолжать гонку, в то время как Шумахер пошел до конца и доехал до финиша без заднего крыла, выиграв Гран-при.
Споры о том, подставился ли Шумахер нарочно, не утихали еще долго, но все это уже мало волновало надежду немецкого автоспорта. После победы в Макао Шуми взял в свою молодежную программу «Мерседес», возобновивший выступления в кольцевых гонках. В перспективе боссы из Штутгарта готовились к приходу в «Формулу-1», и перед Михаэлем замаячила вполне реальная перспектива оказаться в гоночной элите.
https://twitter.com/schumacher/status/934390461288022021Впоследствии все сложится совсем по-другому, и звездой «Мерседеса» в годы его сотрудничества с «Маклареном» стал тот самый Мика Хаккинен, в конце 90-х годов превратившийся в главного антагониста Шумахера. При этом Эдди Ирвайн и Мика Сало, с которыми немец стоял на подиуме победного Гран-при Макао, позднее вместе окажутся в «Феррари» — Ирвайн проведет четыре года напарником Михаэля, а Мика заменит «красного барона», когда тот попадет в тяжелую аварию по ходу сезона-1999.
В первой гонке за «Мерседес» влетел в лидера чемпионата
Попав под крыло «Мерседеса», молодой Шумахер выбрал не совсем привычное развитие карьеры и вместо «Формулы-3000», которую традиционно проходили перед повышением в «Ф-1», отправился ездить в кузовные серии. На остаток сезона- 1990 «трехлучевые» заявили его в мировой чемпионат спортпрототипов и немецкое туринговое первенство ДТМ. Михаэлю удалось отметиться в обоих случаях: в гонках на выносливость он, пропустив больше половины этапов, занял по итогам высокое пятое место, а в ДТМ успел только на один заезд, зато поднял там гораздо больше шума.
Перед решающей гонкой в Хоккенхайме зачет возглавлял пилот «БМВ» Джонни Чекотто, опережая преследователей из «Мерседеса» и «Ауди» на солидные 18 очков. Атмосфера перед стартом была напряженной, хотя конкуренты и пытались перевести все в шутку.
Доминго Спиедадо, который был руководителем команды «АМГ» (подчинялась «Мерседесу». — «Матч ТВ»), в пятницу подошел к Джонни (Чекотто). И говорит ему: «Прости, Джонни, но расклад явно не в твою пользу. Мы привезли сюда Шумахера, и он тебя вынесет». Он так пошутил, и Джонни над этим лишь посмеялся, — рассказывал потом комментатор Райнер Браун в документальном фильме «Адреналин».
Гонки ДТМ всегда славились плотной борьбой и минимальными штрафами за столкновения с соперниками. И все же маневр Шумахера на старте оказался чересчур резким даже по тем меркам. Уйдя с пятнадцатого места, Михаэль въехал в первый поворот прямо по траве и из всех машин выбил Чекотто, который шел в группе лидеров.
Официальное видео аварии:
Смотреть на YouTubeВряд ли кто-то отваживался на подобный трюк до или после, поэтому оценить, насколько умышленной получилась авария, не представлялось возможным. Чекотто не смог продолжить гонку и упустил почти гарантированный титул, который, правда, достался Хансу-Йоахиму Штуку из «Ауди».
Уступил конкуренцию напарнику по команде, но получил неоценимый опыт
При всех достижениях Михаэль Шумахер оставался вторым номером в программе «Мерседеса», в то время как основную ставку спортивное подразделение делало на австрийца Карла Вендлингера. Оба гонщика уже сходились друг против друга в немецкой «Формуле-3», кроме того, в их спор нередко вмешивался не менее котируемый Хайнц-Харальд Френтцен — еще один юниор «трехлучевых». Все вместе они выступали за сотрудничавший с «Мерседесом» коллектив Петера Заубера в гонках спортпрототипов, но когда речь зашла о «Формуле-1», первым ушел на повышение Вендлингер — напарник Шумахера по экипажу.
Ранний дебют скорее помешал действительно одаренному гонщику, потому что Карлу пришлось два года выжимать последние соки из болида полуживой конюшни «Марч». Шумахер же, напротив, следуя совету Вилли Вебера, к тому моменту ставшего его личным менеджером, воспользовался опытом работы в профессиональной команде и заложил основу для будущих успехов.
Именно в гонках на выносливость Шуми научился работать с настройками машины, что впоследствии стало его фирменным стилем, а опытнейшие коллеги, такие как экс-пилот «Ф-1» Йохен Масс, делились с юным дарованием секретами мастерства и в целом помогали адаптироваться к серьезным соревнованиям. Таким образом, к своему дебюту немец подошел в оптимальной форме и в Спа вместо нервов боролся непосредственно с соперниками.
Что же касается Карла Вендлингера, то после двух лет мучений в аутсайдерах он получил шанс в «Заубере», который при поддержке «Мерседеса» пришел в «Формулу-1». Новая машина была несравненно лучше, но все равно не поднималась выше четвертого места на финише, когда Шумахер уже вовсю одерживал победы. Вендлингер с «Заубером» не сдавались и возлагали большие надежды на сезон-1994. Тот год запомнился трагической гибелью Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны, а потом едва не забрал Карла, попавшего в страшную аварию на гонке в Монако. Пережив кому и с трудом восстановившись от травм, он все-таки вернулся в «Заубер», где закончил карьеру в конце 95-го. К тому моменту его младший напарник оформил второй титул чемпиона мира и творил историю совсем другой «Формулы-1».