Финал Столичной конференции. Что мы увидим в матче «Зенит» – ЦСКА

1 апреля 2016 18:56
Финал Столичной конференции. Что мы увидим в матче «Зенит» – ЦСКА
Финал Столичной конференции. Что мы увидим в матче «Зенит» – ЦСКА

ЦСКА может сыграть от обороны, а Широков рискует остаться незамеченным. Комментатор «Матч ТВ» Роман Трушечкин – о главном матче тура чемпионата России. 


Как-то неубедительно звучат слова про решающий матч чемпионата за полтора месяца до конца турнира, но это, бесспорно, одна из ключевых игр для «Зенита». Хозяевам победа нужнее, это понимает и Леонид Слуцкий. А в ЦСКА работает довольно осторожный, или назовем это – рациональный, тренер, поэтому мы не должны исключать того, что увидим давно не виданное: оборонительную кадровую модель ЦСКА.

Раньше тренер Слуцкий практиковал такие вещи, раньше от него часто можно было услышать рассуждения про игру первым-вторым номерами. Но в последнее время у ЦСКА есть стабильная схема, понятное ее наполнение и оправданное статусом лидера нашего футбола стремление везде и со всеми играть от себя.

Как же могла бы выглядеть оборонительная, или, например, сдержанная модель ЦСКА, если отбросить варианты экзотические, вроде схемы с пятью защитниками?

Оборонительная склонность ЦСКА будет выражена не столько в кадровых решениях, сколько в игровых заданиях. Скажем, важным делом для левого защитника, действующего в зоне Халка, и одного из опорных, который в этой зоне помогает, должно быть выдавливание бразильца к бровке, принуждение его левой ноги к миру. Но с таким заданием может не справиться атакующий опорник Дзагоев, а целого Вернблума разменивать на Халка было бы опрометчиво. Значит, либо опорным может стать Еременко, подвинув Дзагоева на этаж выше в атаку, либо левому вингеру придется больше работать на оборону, чем на атаку, удваивая прочность того капкана, который попытается установить на Халка условный Набабкин.

Но стоит ли свеч такая персонифицированная игра против Халка? После нового года, который ему пришлось отмечать по григорианскому, а не по китайскому календарю, бразилец резко сбавил в одном важном по прошлой осени компоненте своей игры. Он почти перестал отдавать голевые передачи: всего одна в шести играх 2016 года. Это повлекло за собой и некоторое снижение активности и результативности Дзюбы, который в 2015-м любил забивать с бразильских пасов. К тому же у Халка сейчас были выматывающие перелеты в Бразилию, и к тренировкам с командой он приступил только в пятницу.

Важным фактором сдерживания зенитовской атаки станет и специальная мотивация защитников ЦСКА. Пауза для Игнашевича в игре с Францией важна и как передышка для ветерана, и как повод для него осмыслить свою игру в последних выходах за ЦСКА. Но в обоих случаях отсутствие Сергея в этих играх у Слуцкого, скорее, говорит в его пользу при выбор состава на «Зенит».

А не вполне осторожные слова Андре Виллаш-Боаша о том, что сборной России к ЧМ-2018 понадобится новая защита, касаются и братьев Березуцких. Все-таки, когда о таких вещах вслух рассуждает пресса или болельщики в комментариях, футболисты не избегают реакции, просто эта реакция выражается в отказе поддерживать разговор, а в случае с репортерами в микст-зоне – вообще его затевать. Но тренеру другого клуба футболисты ЦСКА не могут ответить в комментариях, они должны показать, что он заговорил о вещах, до которых ему нет дела, игрой на поле. В этом смысле защита ЦСКА должна продемонстрировать на «Петровском» специальный настрой, и это не упростит работу Халку и Дзюбе.   

То, что болельщики «Зенита» не готовят специальных акций против Широкова, - не лучшая новость для Романа. Игроку его склада атмосфера враждебности скорее помогла бы. Роль Широкова даже не в новом клубе, а просто на новом этапе его собственной карьеры, уже не системообразующая. Это почувствовали и зенитовские болельщики. Они, очевидно, уже не чувствуют, что от Широкова исходит серьезная угроза. Последний и единственный полный матч в 2016 году Роман отыграл месяц назад на Кубок в Уфе.

Понятно, что игра получится особенной для Юрия Лодыгина. Сборная и клуб – разные реальности, но тут вокруг будет слишком много людей, которые сведут два контекста воедино. Разговоры про то, что Лодыгин в Париже проиграл позицию второго вратаря хоть Гильерме, хоть Крицюку, хоть отсутствовавшему на сборе Реброву, довольно глубоко проникли в наше говорящее о футболе сообщество, от них не воздерживаются и эксперты. Лодыгину нужен хороший матч против сильного соперника на глазах Слуцкого. В большей степени именно в смысле перспектив в сборной. Но и для того, чтобы у Виллаш-Боаша не возникла мысль повторить осенний трюк с Михаилом Кержаковым на пару-тройку матчей. Ведь выяснилось, что португалец внимательно следит за играми сборной России и не стесняется оценивать наших футболистов по их играм за национальную команду.

А на общий контекст чемпионской гонки, в которую «Зенит», по словам Виллаш-Боаша, намерен вернуться, команде португальца лучше пока не отвлекаться. Там впереди сложные календарные пороги, на которых разбойничают лихие соперники – частью с турнирными амбициями, а частью и ничем не обремененные. Например, смотрятся опасными даты 20 и 23 апреля. В первую из них «Зенит» играет полуфинал Кубка с упрямым «Амкаром», а уже через трое суток должен провести очень непростой матч в Ростове-на-Дону. У «Зенита» впереди пять выездных игр, у ЦСКА реально – только три, «Локомотив» не в счет.

Так что матч на «Петровском», конечно, ключевой, но еще не чемпионский. Его можно назвать финалом Столичной конференции, а вся борьба за «Кубок Мутко» еще впереди.

Текст: Роман Трушечкин

Фото: РИА Новости/Александр Вильф