«Анри говорил: «Саня, терпи, нормально все будет». Тренер Гвардиола глазами игроков

2 марта 2016 15:36
«Анри говорил: «Саня, терпи, нормально все будет». Тренер Гвардиола глазами игроков
«Анри говорил: «Саня, терпи, нормально все будет». Тренер Гвардиола глазами игроков

Matchtv.ru с помощью бывшего игрока «Барселоны» Александра Глеба проверяет на правдивость мифы о самом востребованном тренере мира. 


Журналист Sky Sports Гильем Балаге в 2013 году выпустил книгу о будущем тренере «Манчестер Сити» под названием «Пеп Гвардиола: иной путь к победе» и составил портрет тренера, которому сейчас открыта дорога в любой клуб мира. 

Шесть лет назад Александр Глеб виделся с Гвардиолой каждое утро на тренировочной базе «Сьюдад Депортива Жоан Гампер». Беседовал один на один, несмотря на то, что говорили на разных языках (и в переносном смысле тоже). Находился в полуметре от него, когда тренер пытался спасти (и в итоге спас) полуфинальный матч Лиги чемпионов с «Челси» в 2009 году – один из самых драматичных моментов в карьере Гвардиолы. 

Белорусский футболист, который сейчас живет в Анкаре и играет за «Генчлербирлиги», комментирует главные тезисы из книги Гильема Балаге. Потому что никто не сможет рассказать о Гвардиоле на русском языке лучше Александра Глеба.  

Миф. Гвардиолу чуть не уволили в самом начале его первого сезона в «Барселоне». После того, как в двух стартовых матчах команда набрала одно очко. 

– Честно говоря, он и сам об этом говорил. После одного из неудачных результатов мы отъезжали в сборные. Я сказал: «Ну, все тренер, увидимся через неделю». На что он ответил: «Увидимся, если я останусь здесь». Он думал, что всякое может случиться. Но потом команда поперла, все стало нормально. 

Миф. Тренировки Гвардиолы – это другая планета по сравнению с тренировками остальных топовых специалистов. А на его тактических занятиях игроки заново понимали футбол. 

– Никакой разницы я не заметил. Методы, упражнения, установки – все то же самое, что и в «Арсенале». Просто уровень игроков был выше: Месси, Хави, Иньеста, Это’О.  

Что касается тактики, то у него было правило, которое обеспечивало команде контроль над игрой: при потере мяча его нужно было быстро (в течение пяти секунд) вернуть обратно. Если не получалось, то садились в оборону. Но, кстати, в «Арсенале» было примерно то же самое. 

Миф. Хосеп Гвардиола однажды запретил Тьерри Анри и Эрику Абидалю разговаривать между собой на французском во время обеда. Потому что все должны понимать друг друга. То есть – владеть испанским. 

– Каждому новичку клуба предоставляли преподавателя для того, чтобы он быстрее выучил испанский. Но нельзя сказать, что Гвардиола что-то запрещал. Все общались на своем языке. Иностранцы всегда разговаривали на английском. Хотя меня тренер просил быстрее выучить испанский. Это было нужно для того, чтобы я понимал установки, которые Гвардиола давал исключительно на испанском. Он говорил, что это необходимо для коммуникации между игроками на поле. 

Миф. Гвардиола привык контролировать все. И речь не только о передвижениях игроков по футбольному полю или тренировочной базе. Говорят, в клубе при нем было правило: уведомлять тренера по электронной почте о всей нефутбольной коммерческой деятельности игроков. Например, съемки в рекламе, переговоры со спонсорами или общение с прессой. 

– Он вел себя довольно скромно. Ничего такого и близко не было при мне. Может, потом он стал строже. Но в первый и второй год такого не было». 

Миф. Александр Глеб был одним из тех, кто мешал работать Гвардиоле. Отказывался выполнять требования тренера и шел на открытый конфликт. Дело доходило до криков на тренировках. 

– У нас были с ним вопросы. Все это происходило по моей вине. Мне хотелось больше игрового времени, вот и возникали конфликты. Но мы не орали друг на друга, не посылали. Я не до конца понимал, что это «Барселона». Что здесь лучшие из лучших. Что надо терпеть. В любом случае у меня было игровое время. Но после «Арсенала» хотелось играть постоянно. Я не осознавал, что тут мировые звезды. Начал нервничать, шел на конфронтацию. Злился, обижался. Вел себя, как ребенок. От этого есть разочарование. Злюсь на себя, а не на него. 

Миф. Златан Ибрагимович – главная преграда Гвардиолы в первый год работы. Если на Глеба Гвардиола просто кричал, то с Ибрагимовичем все заходило еще дальше. Однажды Ибрагимович сказал Гвардиоле: «Если ты не позволишь мне уйти отсюда, я тебе врежу на глазах прессы». 

– Если я открыто не конфликтовал с Гвардиолой, то Ибрагимович – да. Но это он должен сам рассказать. 

Выдержка из автобиографии Златана Ибрагимовича: «После матча с «Вильярреалом» в 2010-м я вышел из себя. Смотрел на него и думал: «Это же он, мой враг, стоит передо мной и почесывает свою лысину. Я крикнул: «Да у тебя нет яиц! Ты попадешь в ад!» После чего через всю комнату бросил тренировочную обувь. Пеп ничего не ответил. Просто положил вещи обратно в коробку». 

Миф. Гвардиола – фантастический тренер, он заново открывает игрокам глаза на футбол, заряжает энергией. Его боготворят. В случае конфликтов игроки всегда становилась на его сторону. 

– Идеальные отношения у него были только с испанцами. В основном он общался и советовался с ними.

Если брать наши с ним вопросы, то ребята подходили ко мне, подбадривали. Анри говорил: «Саня, тренируйся, терпи, все нормально будет.

Миф. Гвардиола сразу дал понять, что игра «Барселоны» будет строиться вокруг Месси. И что вся команда, включая Анри и Ибрагимовича, должна подстраиваться под Лионеля. Многие были недовольны. 

– Да, действительно Анри пришлось поменять свою позицию по сравнению с «Арсеналом»: он перешел с центра на левый фланг атаки. Выражал ли Тьерри недовольство в частных разговорах? Мне нельзя об этом рассказывать. Анри говорил, что он профессионал: где тренер поставит, там и сыграет.

Миф. Английский футбол – не для Гвардиолы. У него ничего не получится в премьер-лиге. 

– Думаю, все получится. Как я понял, у него будет безграничный бюджет, который позволит Гвардиоле купить тех игроков, которые ему необходимы.

Миф. Гвардиола работает 24 часа в сутки. Почти в любое время его можно было встретить на базе «Барселоны». 

– Он приезжал на базу примерно к 8 утра, в 9 у нас были тренировки. А уезжал он часов в 18-19. Он – фанат своей работы, это да. Именно поэтому у него все получается, с этим не поспоришь.     

Текст: Павел Тихонов

Фото: Getty Images, globallookpress.com